Справедливость, ау…

Архангельск — город рыбаковАрхангельск — город рыбаков. Есть такое утверждение, запечатленное крупными металлическими буквами на Ленинградском проспекте (напротив ТД Фактория). Выражение больше идеологическое, чем практическое. В последнее время прилавки в магазинах не пестрят ассортиментом доступной для покупателя рыбой. Печально, но факт — добытую нашими моряками рыбу выгоднее сдавать в заграничных портах, чем дома. Однако, наш рассказ не об этом.

То, что «Архангельск — город рыбаков», очень хорошо запомнили и превратно поняли в Пенсионном фонде и суде Архангельской области. Вот уже почти десять лет, пенсионеры тралового флота не могут добиться справедливого начисления их пенсий. Ежегодно уходят из жизни десятки рыбаков-ветеранов так и не дождавшись — когда же государство перестанет «юлить» и честно начнет рассчитываться с теми, кто годами пахал на родину, месяцами не видел семей, добывал необходимый всему народу продукт, зарабатывал для страны валюту, а для себя — профессиональные болячки.

На сегодняшний момент складывается довольно парадоксальная ситуация: в среднем по стране люди закончившие работать получают пенсии в размере 26% от своей заработной платы. А рыбаки — всего 5–6%. На Западе эти параметры достигают 45%. Что интересно, российские госслужащие, выходящие на заслуженный отдых, могут рассчитывать на 75% от своей зарплаты. Почему так происходит — никто из официальных лиц честно и открыто ответить не может. Секрет?

Чтобы добиться правды, рыбаки неоднократно обращались в суды. Чаще всего, на уровне районных судов за ними признавали правоту. Правда затем каждый раз Пенсионный фонд обжаловал эти решения в вышестоящей инстанции (в областном суде) и они отменялись. Выходит, что десятки раз на уровне города они правы, а на уровне области — нет. Почему? Официальные отговорки сводились к тому, что: место прописки пенсионеров — город Архангельск (прямое противоречие законодательству о начислении пенсий); порт приписки судов, на которых они ходили в море — Мурманск (получается, что рыбаки все время сидели на берегу), а те места, где они ловили рыбу не входят в перечень мест приравненных к районам Крайнего Севера (так они туда и не должны были входить) и т.д. Вплоть до того, что Министерство рыбного хозяйства СССР не имело права устанавливать свои районные коэффициенты при оплате труда рыбаков. Но, парадокс в том, что оно их и не устанавливало… В общем, много юридических тонкостей, но любой грамотный юрист признает: рыбакам недоплачивают. Недоплачивают много, хотя они и не просят миллионов. Однако у ветеранов все-таки накапливается непонимание: почему прощаются огромные долги третьим странам, а своим пенсионерам платятся копейки? Почему пенсии бывшим рыбакам, переехавшим в ту же Украину, платятся в полном объеме, а живущим в России — нет? Вопросов как всегда больше, чем ответов. Но самое страшное в том, что искатели правды теперь глубоко убеждены — против них есть сговор. По их мнению, против пенсионеров сговорились Пенсионный фонд и Областной суд. Первые боятся, что не смогут выполнить своих обязательств, поэтому под любыми предлогами стараются избежать нежелательного решения суда. Восторжествует ли все-таки справедливость в храме фемиды — покажет время, а мы не забудем держать вас в курсе...