Белеет парус одинокий…

Парусный спорт в АрхангельскеПарусный спорт — что он значит для Архангельска? Для города, который принято считать родиной российского флота? Для города, где День ВМФ — как день независимости для американцев? Для города, в котором каждый житель, так или иначе, связан с морем? По уму, парусный спорт — это приоритетный вид спорта для Архангельска, а люди им профессионально занимающиеся — городские авторитеты, в хорошем смысле слова. На практике же, с каждым годом ситуация ухудшается.

Еще в начале текущего века в яхт-клубе «Водник» (располагается в районе пересечения улиц Набережной и Логинова) была закрыта детская секция. По слухам, закрытие было связано с претензиями некоторых околоспортивных кругов на собственность клуба. Но, в итоге лакомый кусочек им не достался — престижный уголок центра города отошел в управление МЧС.

Теперь, единственное место, куда могут придти подрастающие архангелогородцы и узнать есть ли у них морская болезнь — ДЮСШ Норд, что в Соломбале. Раньше под парусом свое свободное время проводили сотни юных горожан, сейчас — по официальным данным около 150 (и то с очень большой натяжкой). Где остальные? В лучшем случае — за экраном компьютера, чаще — на улице, в подъездах... По сравнению с советскими временами развитие парусного спорта — как минимум остановилось.

В этом году на Белом море прошла 35-ая Соловецкая регата. Среди юношеских команд победу одержал экипаж из города Долгопрудного (что в далекой от морей и океанов — Московской области). Но, пока хватит о грустном…

Сергей Лихно — капитан «Ориона» Мы встретились и пообщались с одним из старожил яхт-клуба, капитаном славного «Ориона» Сергеем Геннадьевичем Лихно. «Орион» — яхта-сверстница Соловецкой регаты. Длина — семь метров, максимальная скорость — восемь узлов, экипаж — четыре человека.

Сергей Геннадьевич начал заниматься парусным спортом, когда уже учился в Мединституте, было это в середине 70-х. В тогда еще добровольное спортивное общество «Водник» его привел младший брат Володя, тому в экипаже не хватало матроса. Владимир сделал предложение брату, и тот не отказался, о чем впоследствии ни разу не пожалел. С тех пор Сергей Геннадьевич влюблен в море и яхты. Конечно, есть семья, дети, работа (сам он довольно скромен, но мы знаем он — отличный хирург). Однако навигацию никто не отменял — следовательно, когда выдается свободное время, врач снимает белый халат и превращается в моряка. За плечами у бывалого моремана походы в качестве судового врача к берегам Антарктиды и Австралии, победы на всевозможных яхтенных соревнованиях. Но как уверяет морской волк, главное — не победа, а участие и коллектив…

Парусный спорт— Сергей Геннадьевич, что дает вам увлечение парусным спортом?

— В первую очередь, это удовольствие от общения с коллегами. Ведь яхт-клуб — это не просто собрание тех, у кого есть яхта. Яхт-клуб — это клуб друзей, настоящих единомышленников. Здесь я повстречал много интересных и замечательных людей, товарищей, с которыми счастлив общаться уже ни один десяток лет. Потом, каждая регата, поход в море — это преодоление, чтобы добиться поставленной задачи ты преодолеваешь себя и от этого получаешь огромное удовлетворение. Да и красоты Соловецких островов, побережья Белого моря — трудно чем-то заменить, то есть это еще и большое эстетическое удовольствие.

— Сейчас вы можете представить свою судьбу без парусного спорта?

— Нет. Вообще, если живешь в Архангельске — значит, никуда от моря и кораблей не деться. Мы выросли в городе, где почти все мальчишки мечтали о карьере моряка…


День ВМФДействительно, родиться, жить в столице Поморья и не попробовать на вкус моря, не поболтаться хотя бы на маленьких волнах Северной Двины — разве можно называть себя после этого поморами, потомками славных мореходов? Если в ближайшее время ситуация не изменится, а именно если городская и областная власть не начнут по-настоящему возрождать детский яхтинг, уделять ему должное внимание — то мы можем начинать привыкать к тому, что парусный спорт — это спорт избранных, развлечение для элиты и т.д. А привыкнем к этому — привыкнем и к тому, что традиционная треска и селедка на столе — роскошь. Хотя, уже начали. Ведь привыкли уже и к тому, что символ и главный парусник Архангельска — шхуна «Запад» разваливается на глазах у всех жителей и гостей столицы Русского Севера.