Суд для детей: за или против?

Евгений Бирюков — зам. председателя Совета отцов Архангельской областиУ вас есть дети? Значит, вы — родитель. Именно, родитель, а не папа или мама. «Родитель» — бесполый термин, который насильственно хотят внедрить в сознание россиян. Но это не единственный случай, когда в наши семейные отношения пытаются ввести западные стандарты. Так уже не первый год идет работа по введению в России «ювенальной юстиции». У этой заграничной системы есть свои сторонники и противники.

Ювенальная юстиция — это особая система из ювенальных гражданских судов; особой системы исполнения наказания в отношении несовершеннолетних; решение социальных вопросов и т.д. Новая система предусматривает широкие полномочия социальным службам, которые по существу будут контролировать родителей и исполнение ими родительских обязанностей, в том числе и по обращениям самих детей. Ювенальная юстиция предполагает в частности сексуальное просвещение детей и планирование семьи. На практике это будет означать, что любой ребенок сможет «избавиться» от родителей. Получил подзатыльник, обиделся на грубое слово — можно жаловаться и папу с мамой лишат родительских прав.

Противники ювенальной юстиции говорят о миллионах детей и родителей, лишенных друг друга, о распавшихся семьях. Отечественное телевидение пестрит репортажами о том, как зарубежом наших соотечественников лишают права общения с детьми из-за того, что кому-то показалось, что дети в русских семьях выглядят какими-то подавленными или ребенок рассказал своим сверстникам, что мама накричала на него…

Все-таки, следует ли вводить систему ювенальной юстиции в России по западному образцу? Ведь она дает возможность детям отстаивать свои права — мы спросили у заместителя председателя Совета отцов Архангельской области Евгения Бирюкова:

— Лично я — против. Конечно, с одной стороны нужно защищать детей, их права. В современном российском обществе насилие в отношении детей довольно распространено. Это происходит как в отношении своих собственных детей, так и в отношении приемных. Ребенок должен чувствовать себя защищенным. Но как этого добиться? Я считаю, в большей степени нужно опираться на социальную ответственность граждан, бдительность соседей. Если люди слышат каждый день за стенкой детский плач, нецензурную брань, понимают, что детей обижают — не нужно сидеть сложа руки. Необходимо позвонить в дверь, сделать замечание, вызвать милицию. То есть, не надо проходить мимо. Если будет меньше равнодушных людей — будет меньше преступлений. Ведь от неправильного поступка намного больше сдерживает страх наказания, а не моральные принципы. Если человек будет знать, что рядом есть люди которые сообщат о преступлении куда следует — вероятнее всего он откажется от его совершения.

— Эксперты говорят, что ювенальная юстиция в России может быть использована как инструмент нечестной конкурентной борьбы.

— Да, безусловно. Например, у бизнесмена есть дети, но ввиду напряженного графика у отца мало времени на воспитание наследников. Мать увлечена собой или работой. Дети предоставлены сами себе. Часто, ребенок в такой семье вырастает избалованным — есть деньги, но нет контроля со стороны взрослых. Со временем, это может вылиться в злоупотребление алкоголем или наркотиками. Замечая это, родители начинают ограничивать детей, перестают давать им деньги. В такой ситуации ребенок может стать легкой добычей недобросовестных конкурентов отца-бизнесмена. Взамен на деньги и обещание «золотых гор» ребенка попросят написать заявление на отца — мол, тот не уделяет ему внимания, не дает денег, унижает и т.д. В результате, можно как просто испортить имидж предпринимателя, так и отобрать весь бизнес. Схема эта работала и работает. Набивший оскомину пример из нашей истории — это ситуация с Павликом Морозовым. Впрочем, эти приемы распространяются не только на родственников, отношения детей и родителей. Так, Майкл Джексон пострадал от использования постулатов ювенальной юстиции. Дети обвиняли известного певца в сексуальных домогательствах. Уже после смерти поп-звезды первый из подавших в свое время иск, признался, что все было сфабриковано с целью получить с певца деньги.

— Получается, ювенальная юстиция применяется в основном в отношении обеспеченной категории людей?

— Да. Чаще всего от этого страдают люди с хорошими доходами. Дети же из семей с низкими доходами могут просто не знать о существовании такого института как ювенальное правосудие. Правовая грамотность населения у нас на очень низком уровне. Большинство взрослых не знают о своих законных правах, не знают — как обратиться в суд или прокуратуру, как защититься от произвола управляющих компаний, как заставить работать чиновников, милицию. Что уж говорить о детях? У детей просто нет ни соответствующих знаний, ни средств на адвокатов.

— То есть, с введением институтов ювенальной юстиции никто не ринется заниматься защитой прав детей, растущих в семьях, где еле-еле сводят концы с концами?

— Естественно. Какой адвокат будет тратить свое недешевое время на защиту ребенка из малообеспеченной семьи. Конечно, где-нибудь появится сообщество юристов, которые согласятся периодически безвозмездно заниматься вопросами защиты детей. Но это будет капля в море. Зато в ситуациях, где будут замешаны большие деньги — охотников найдется много.

— Но на Западе эта система работает…

— Там этот процесс налаживался десятилетиями. В Америке или Европе привыкли судиться. Из-за чашечки со слишком горячим кофе можно подать в суд на ресторан и получить приличную компенсацию. У нас же еще слишком неразвита судебная система, низкая правовая грамотность населения. Поэтому спешить с внедрением ювенальной юстиции в России не стоит. Сначала надо заставить работать те законы, которые есть, чтобы они начали защищать граждан.