Капитанов и дворников уровняли

КапитанТруд моряка всегда был в почете и хорошо оплачивался. Романтика профессии привлекала молодежь в профильные учебные заведения. Но с недавних пор настали тяжелые времена. Капитанам дальнего плавания, старшим механикам стали платить как дворникам или уборщицам. Этот произвол происходит не где-нибудь далеко, а в городе моряков и рыбаков — Архангельске.

Работников Архангельской гидрографической базы с мая 2010 года перевели на оклады в 4330 рублей — не зависимо от образования, стажа, опасности и вредности труда. Во все исторические моменты только «пайки» по карточкам были подушные и одинаковые — возмущаются бывалые морские волки. В их обязанности входит обеспечение безопасного судоходства по суровому Северному ледовитому океану: промеры глубин, оснащение маяками, радиолокация, лоцмейстерство и многое другое. Какая безопасность за нищенскую зарплату? В то время как Россия претендует на ведущую роль в освоении Арктики, вкладывается в развитие Северного морского пути — тем, кто за это непосредственно отвечает, не хотят платить.

Кто виноват? По мнению экспертов все началось с 2001 года. Тогда гидрографическая база стала филиалом государственного унитарного и как записано в уставе — «коммерческого» предприятия. С тех пор началось сокращение штатов, урезание социальных гарантий. Основное усилие руководства направлено на содержание управленческого аппарата, оклады установлены как министрам. Высокие оклады у их шоферов и охранников (к примеру, охранник в ФГУГП получает зарплату в два раза выше, чем капитан дальнего плавания или старший механик судов в Архгидробазе).

Чтобы недовольных ставить на место, был создан юридический отдел с окладами у юристов 30 тысяч рублей.

В целом всех работников предприятия можно поделить на три «зарплатные» группы: первая — директор Баталин Г.А. и его ближайшее окружение имеют оклады около 140000 рублей плюс премиальные и различные доплаты, которые от результата труда не зависят. Вторая группа — люди близко находящиеся к коммерческой тайне получают 30–50 тысяч рублей, и все остальные — от уборщицы до старпомов — 4330 рублей. Естественно, что такая «справедливость» не может устроить последних. На государственном предприятии есть профсоюз. Лидер профсоюза — Роберт Стирманов, моряк с 45-летним стажем. Ему не впервой бороться с жульем в кабинетах начальников. За спиной уже ни один десяток судебных разбирательств. Отсуживал у администрации предприятия тысячи и миллионы рублей незаконно отобранных у работников. И сейчас не сидит на месте — прошло уже несколько судебных тяжб в Санкт-Петербурге (где сидит руководство предприятия). Если придется, то дойдут и до Европейского суда по правам человека.

— Они (директора) могут только отсрочить начисление честной зарплаты, — говорит Роберт Анатольевич. — Судебные разбирательства могут длиться очень долго. Но закон на нашей стороне.

Однако доказать это не так просто. Работодатели с гидрографического предприятия используют все возможные лазейки в законодательстве, чтобы не платить людям достойные их труда деньги. В ход идут и подлые методы. На предприятии создаются «карманные» профсоюзы, членов же настоящего профсоюза лишают работы.

Будем надеяться, российский суд все-таки защитит наших моряков, и им не придется искать правды за морями — в Европе.