Письмо Путину

Помогите, Владимир Владимирович, село ГИБНЕТ!!!

Реформы, проводимые Правительством РФ и местными органами самоуправления, направленные на поддержание сельских поселений, их возрождение, фактически тянут нас ко дну. На такое заявление меня подталкивают следующие факты. Из-за формализма и всеобщей «уровняловки» (в том плане, что сельские и городские школы приравнены друг к другу) сельские малокомплектные школы брошены на произвол судьбы, держаться на плаву из последних сил, на голом энтузиазме работающих там людей:

• условия оплаты труда: ранее оплата труда учителя была почасовая, а финансирование школы фактически «подушевое». Это привело к тому, что для выполнения учебного плана администрации приходиться соединять уроки по одному предмету в разных классах. И чем меньше учеников в школе, тем больше классов и больше предметов приходится объединять. Дело доходит до того, что в одном кабинете на уроках русского языка или математике сидит по 4 класса. При таких условиях не то что молодые учителя не приезжают работать на село, стажеры покидают школы;

• вводится новая система оплаты труда, при которой финансирование и оплата — «подушевая». При этом опять же страдают именно маленькие сельские школы. Малое финансирование ведет за собой низкую оплату труда. И молодому специалисту, чтобы иметь достойную заработную плату необходимо брать большее количество часов. Администрация не в состоянии обеспечить таких специалистов профильными предметами. И в итоге один учитель ведет по 5-6 предметов;

• наряду с этим губернатор области в 2010 году пообещал 500 000 рублей выпускникам Поморского государственного университета, которые пойдут работать в сельские школы. В школы Плесецкого района не пришел никто. Причины перечислены выше;

• численность работников по штату рассчитывается исходя их количества детей, поэтому в малокомплектных школах пропадают такие штатные единицы как педагог-организатор, педагог-орагнизатор ОБЖ, педагог-психолог, педагоги дополнительного образования. Кто решил, что если в школе учится 50 детей им не нужны эти специалисты? Почему мы не можем заниматься всесторонним развитием детей?

• о снабжении школ необходимым оборудованием. Ради экономии в Плесецком районе, насчитывающем 20 школ, 3 преобразованы в так называемые «ресурсные центры». Именно в них поступают предметные кабинеты, современное оборудование. Идея хорошая, если бы не пресловутое НО. Фактически добраться и использовать возможности ресурсных центров могут единичные школы. Нашей школе до ресурсного центра 40 км. по грунтовой дороге с пантонной переправой (если ее не снесло ледоходом и большой водой). Таким образом, ресурсные центры есть, а возможности их использовать нет. Складывается впечатление, что сельских учеников считают второсортными, ни на что не способными. Однако именно сельские школы в районе дают самые высокие результаты ЕГЭ, без репетиторства. Что же будет, если снабдить каждую школу всем необходимым? А так — в разрушенные и растащенные предметные кабинеты мало кто приедет работать. И современную науку очень сложно объяснять «на пальцах». Тут так и вспоминаются ваши слова, что в школе, где двое учащихся — должен быть спортзал...

• в администрацию школы тоже не рвутся, с малокомплектных школ, спрос точно такой же, как и с городских школ. Вместо того чтобы заниматься методической, воспитательной, исследовательской работой приходится ежедневно сидеть за многочисленными отчетами. Ведь у сельской школы в штате 1 директор и 0,5 заместителя. Организаций, проверяющих деятельность школы множество (Роспотребнадзор, Пожнадзор, МЧС, Энергонадзор, Санэпидемнадзор, Управление образования), а реально помогающих.... не припомнить. Опять же вспоминаются ваши решения по поводу многочисленных затяжных проверок на рыболовных судах. Им помогли, а школам?

• в проекте нового закона об образовании снижаются скидки сельским учителям за оплату коммунальных услуг и электричества. Если не принять мер, то это станет еще одной причиной отказа работать в сельской школе.

В итоге мы идем к тому, что в школах дорабатывают стажеры и пенсионеры, а на смену им никто не приходит. Когда все они, по тем или иным причинам, уйдут из школы — ШКОЛА ЗАКРОЕТСЯ, а село начнет медленно угасать. И ни к чему не приведут реформы в медицине, потому что в сельские населенные пункты без школ, молодые врачи и работники культуры не поедут работать. И будут стоять вдоль дорог осиротелые избы и дома, с пустыми глазницами выбитых окон. На карте России резко вырастет число поселений-призраков. Многочисленные тому примеры есть в Плесецком районе.

Все-таки я считаю, что уж если проводить укрупнение школ, то нельзя подходить к этому формально. Нужно рассматривать ситуацию в каждой школе отдельно и тщательно. А не работать по разнарядке. Иначе исполнительные местные власти укрупнят все, что можно ради экономии, и будут подвозить к месту учебы по 200–300 человек. И в конечном итоге мы вернемся к зарождению образования на Руси, когда школы создавались при крупных монастырях. Только это будут крупные школы в крупных населенных пунктах, а ребят придется возить за 100 и более километров.

Ну и о последнем перегибе. Согласен, что третий час физкультуры, это хорошо. Это полезно. Но для чего он вводиться? Для увеличения двигательной активности? Кто решил, что ребята в сельской школе двигаются ровно столько же, сколько городские ребята? Неужели городские мальчишки и девчонки носят воду с колодцев или ручьев, убирают снег, колют и складывают дрова, работают на огородах? Зато при этом урезали часы родного русского языка в начальной школе. Неужели теперь будем работать по принципу: сила есть — ума не надо? Неужели не проще было ввести дополнительные ставки педагога дополнительно образования, которые задействовать на увеличение числа секций и дополнительных занятий физкультурой?