Наглеют коммунальщики? — Под суд!

Евгений Бирюков — председатель Общественного движения «Хорошее дело»Уже два года как в Архангельске работает общественная приемная движения «Хорошее дело». И как мы писали ранее, каждую субботу с 10 до 14 часов по адресу пр. Ленинградский, 323 (в офисе приемной) — горожанам оказывается бесплатная юридическая консультация. Составлением жалоб, исков, представлением интересов граждан в суде — всем этим занимается опытный юрист движения — Бидюк Богдан Анатольевич.

Сегодня мы расскажем о некоторых показательных случаях в правозащитной практике «Хорошего дела».

Не так давно в приемную обратилась жительница округа Варавино-Фактория. Она проживает в деревянном двухэтажном доме 1961-го года постройки. С момента ввода в эксплуатацию никаких работ связанных с ремонтом свайного основания и кровельного покрытия здания не проводилось. Содержание и ремонт внутридомовых помещений (покраска лестничных клеток, замена и ремонт осветительных приборов, замена стекол, ремонт ступенек, уборка придомовой территории, уборка подъездов) осуществлялись жильцами самостоятельно. Тем не менее, квитанции об оплате этих услуг опускались в почтовые ящики жильцов без опозданий. И на протяжении всего периода проживания, женщина своевременно и в полном объеме вносила плату за ЖКХ. Неоднократно квартиросъемщики обращались за помощью во все инстанции к чиновникам разного уровня, но безрезультатно. Дом не вносился в планы ремонта. Когда терпение лопнуло и от надежды на честность коммунальщиков не осталось и следа — они обратились в приемную «Хорошего дела». Богдан Анатольевич помог составить исковое заявление и представил интересы жителей в суде.

30 марта Октябрьский районный суд города Архангельска вынес решение, в котором обязал наймодателя (мэрию города) произвести капитальный ремонт фундамента и крыши деревяшки. На очереди текущий ремонт и улучшение работы коммунальщиков по содержанию общедомового имущества.

Постоянными стали обращения жителей о завышенных начислениях за общедомовую электроэнергию. Причины возникновения данных повышений различны. Одна из них — это воровство электроэнергии соседями путем незаконного подключения к общедомовой системе — тогда за жульничество одних жильцов расплачивается весь дом. Во-вторых, это халатное отношение к своим обязанностям работников управляющих организаций, которые дают неверные показания приборов учета, и перераспределяют задолженности неплательщиков на добропорядочных жильцов дома. Но в большинстве случаев главной причиной является отсутствие контроля жителей за деятельностью управляющих организаций. Так, в конце марта завершилось судебное заседание, где рассматривалось дело о завышенной плате за общедомовую электроэнергию.

В ходе четырех судебных заседаний представители управляющей организации на вопрос как две энергосберегающие лампочки могут потребить электроэнергии на общую сумму 1200 рублей в месяц и почему после обращения в суд они стали потреблять электроэнергии лишь на 200 рублей, вразумительных ответов дать не смогли. Зато уверено повторяли об обязанности жильцов оплатить образовавшуюся задолженность. Примечательно то, что идти от управляющей компании к дому минут пять. А речь представителя УК с перечислением всех возможных статей Жилищного кодекса РФ длилась более 30 минут. В суде так и не было выяснено: кто вообще снимал показания счетчика для начисления платы за электроэнергию? В квитках указывалась лишь сумма, которую должны были заплатить жильцы. Сколько же киловатт «нажгли» лампочки — оставалось загадкой. При этом из месяца в месяц указываемая к оплате сумма менялась в сторону увеличения. Шесть месяцев сотрудникам УК предлагалось снять реальные показания счетчика, однако те утверждали, что они не обязаны этого делать. При этом они все же не забывали предъявлять счета за электроэнергию. В данном случае жильцам помогло то обстоятельство, что доступ к прибору учета не был ограничен, и они смогли самостоятельно составить акт и произвести фотосъемку показания счетчика. Незаконно взысканные средства были возвращены.

Следует отметить, что в последнее время управляющие организации фактически переложили на граждан свою обязанность содержать внутридомовое электрооборудование. Ведь выявление незаконных подключений к общедомовой электросети это их прямая обязанность, за которую жильцы им платят. Проблема осложняется тем, что для фиксирования факта воровства или мошенничества нужно заключение специалиста, однако все специалисты ангажированы управляющими компаниями, а на независимых экспертов денег зачастую жалко. Специалисты энергоснабжающих организаций без особого указания в конфликты между жильцами и УК не вмешиваются. Правоприменительные органы, безусловно, вмешаются и вынесут необходимые предписания об устранении нарушений жилищного законодательства, но для этого надо не сидеть на месте и не ждать пока кто-то займется делом. К тому же, как показывает практика, возвращать незаконно взысканные средства может оказаться просто некому. Жизнь управляющих компаний исчисляется в среднем тремя годами. Нагрев горожан на хорошие суммы, хозяева управкомпаний банкротят фирмы. А на их месте создают новые коммунальные конторки. И когда жители все-таки добиваются в суде справедливости — от мошенников и след простыл.
Совет юриста:

Для того чтобы не остаться у разбитого корыта, чтобы не платить заоблачных сумм за ЖКХ — надо проявлять элементарную гражданскую активность. Начните с малого — просто пообщайтесь со своими соседями, обсудите с ними вопросы обслуживания дома, выберите старосту — ответственного и честного человека, который будет следить за работой управляющей компании, сверять данные приборов учета. В домах, где эта работа налажена, счета за общедомовое потребление электричества не превышают 30–50 рублей на квартиру. А если налицо факт обмана со стороны обслуживающей организации — смело обращайтесь в суд, прокуратуру, другие органы власти. Не сидите сложа руки — боритесь за свои права и свой кошелек.