Кто был раньше: русские или поморы?

ПоморНациональный вопрос, вопрос этнических взаимоотношений много столетий занимает умы российского народа. Север России всегда считался в этом отношении спокойным и умиротворенным. Однако, в последние лет двадцать в Архангельской области, как и по всей стране, начали появляться всевозможные движения экстремистского толка, пронационалистические движения и т.п. Некоторые отечественные политики стремятся завоевать избирателей, не смущаясь откровенно расистских выражений. Все как по книгам зарубежных русофобов: расчленение России начнется с распространения идей националистического толка, все малые народы этой страны будут ненавидеть русских, а русские — всех остальных

По мнению аналитиков, остановить эти процессы довольно сложно, необходимо серьезное воздействие государства на эту сферу общественных отношений. В нашем регионе уже более двух лет действует «Совет национальностей города Архангельска и Архангельской области». В составе совета десять глав региональных национальных общин. Мы пообщались с председателем совета, по совместительству — руководителем национально-культурной автономии поморов — Павлом Есиповым.

— Павел Александрович, насколько серьезна угроза национализма для Поморского края?

— Согласно статистическим данным, исследованиям, проводимым в Архангельской области, эта тема не столь актуальна. Причем, на заседаниях совета национальностей, после событий в Кондопоге (в карельском городке произошел межэтнический конфликт, прошумевший на всю страну — прим. редакции), некоторые председатели этнических общин высказывали такое мнение, что лучше лишний раз лучше не упоминать об этом конфликте. Что многие не знали и не слышали о тех событиях. Обращая внимание на то, что существует теоретическая возможность возникновения таких событий — не будем ли мы подталкивать тем самым националистические группировки и организации, к организации подобных событий? Было и было, прошло и прошло. Чем меньше публичного внимания — тем меньше масла в огонь.

— В Архангельской области активно создаются религиозные организации (сейчас их, официально зарегистрированных, около 50 по всему региону). Много говорится о строительстве в городе храмов различных религиозных течений. На сколько это актуально и необходимо?

— В какой-то мере это снижает напряжение в их собственной среде. С другой стороны, я не знаю, как это может позитивно или отрицательно сыграть на проявлении крайних националистических проявлений. Поскольку, само культовое здание не может не бросаться в глаза, оно может быть как раз тем местом — на которое будет направлена часть агрессии. Были случаи в Москве, когда врывались в синагогу, начинали резать… Пока нет такого культового места — вроде бы и негде выместить агрессию. Когда место появится — тогда могут начать «подлавливать», стекла бить, поджигать. Существует такая опасность. С одной стороны, вроде бы и «плюс», с другой стороны могут появиться и «минусы».

— Сколько человек объединяет национально-культурная автономия поморов?

— По данным переписи населения 2002 года, всего по России 6571 человек относит себя к поморам. Наш народ имеет свой 208-ой код в общероссийской классификации. Большинство находится в Архангельской области. Часть в Вологодской области, Карелии — это тоже места их исторического проживания.

— В народе упорно ходят слухи, что создание автономии, выделение этой национальности — обусловлено желанием получить «бонусы» от освоения природных ресурсов — добычи нефти, алмазов…

— Они оправданы лишь в той части, в которой они оправданы для других малочисленных народов включенных в перечень нацменьшинств. Если поморы попадают в этот перечень, то на них распространяется законодательство о малочисленных народах, такое же, как на наших ближайших соседей — ненцев, коми. Но, сейчас перед нами стоит вопрос получить не столько какие-то «бонусы», сколько защитить право на традиционные промыслы. Не получить дополнительные преференции, а вернуть свое, чем обладали еще до недавнего времени. Законодательство последних лет поставило поморов на грань выживания. На земле предков они оказались в статусе браконьеров. Законодательство запрещает им вести традиционное хозяйство, заниматься элементарным рыболовством. Вводятся запреты на посещение лесов… Лет десять-двадцать назад, все было намного лучше в этом отношении.

— В ходе переписи населения многие «веселые» граждане называли себя эльфами, орками и другими выдуманными персонажами. Не являются ли поморы таким же несуществующим народом?

— Этот вопрос часто задается. Но если вы обратите внимание, то в перечне утвержденным Госкомстатом есть поморы, но нет никаких сказочных эльфов… У нас есть справка, за подписью Булатова, Теребихина и Семеновой, трех авторитетнейших ученых: Поморы — это народ появившийся в результате слияния двух антропологических ветвей, первая — это финно-угорская ветвь, то есть народы, проживавшие на территории Заволочья до линии активной славянской колонизации. Потом, когда начался активный приход на Север древлян, кривичей, вятичей, полян, русичей (еще не было русских как таковых) — шла активная ассимиляция, смешение кровей и культур. На стыке этих финно-угорской и славянской ветвей и появились поморы, несущие в себе культурные, языковые особенности, свои традиции ведения хозяйства, присущие только им. Вместе с тем, возникает другой, наверное, более интересный вопрос — какой народ появился раньше: русские или поморы, кто от кого вышел?