Человек из радиоприемника

Михаил Шабанов — человек из радиоприемникаАрхангельский медиа-рынок, скажем мягко, своеобразен. Есть телевидение — комментировать не будем, оценивайте сами (сравнить с центральным или с тем, что показывают по спутнику, не трудно). Есть неплохие печатные издания, есть не очень, но это тема отдельного разговора... Есть радио. Кабельное (сетевое) радио потихоньку заканчивает свой век. А то, что происходит на FM-волнах, мы попросили прокомментировать человека из радиоприемника (как он сам себя называет) — Михаила Шабанова. Михаил — персона известная не только в радийных кругах. Хотите интересную и запоминающуюся вечеринку — мобильный Михаила на вес золота. Все, наверное, слышали его голос, а теперь есть возможность прочитать, что он думает:

— За последний год из архангельского эфира исчезло три радиостанции, на их частоте возникли новые. Чем это обусловлено?

— Почти все радиостанции — коммерческого характера, если они перестают быть интересными слушателям, то перестают приносить доход и поэтому закрываются. В принципе, всегда будет появляться что-то новое...

— Будет ли увеличение числа радиостанций в городе, как, допустим в Москве или Питере?

— Свободных частот нет. Вместе с тем, очень сложно выиграть конкурс на ее получение, необходим огромный пакет документов, дорогостоящее оборудование.

— Почти все FM-радиостанции имеют столичные корни, используют их брэнды, почему нет своих, родных, поморских названий?

— Открыть что-то свое, местное — крайне сложно, легче и быстрее сотрудничать с какой-либо федеральной сетью. Взять их имя, воспользоваться технологической поддержкой…

— Есть ли конкуренция между городскими радийщиками?

— Здоровая конкуренция должна быть всегда. Должны быть отдельные проекты, разные рекламные бюджеты, ведущие не должны общаться с «конкурентами», продвигать только свой брэнд — свою радиостанцию… Есть конкуренция в рейтингах, но они зачастую неучитывают фактор целевой аудитории — форматы основных городских радиостанций сильно различаются, у каждой станции — свой слушатель, поэтому сравнивать одну радиостанцию с другой не всегда корректно.

— Цензура есть?

— Как таковой, ее нет. Но сам ведущий всегда должен думать о том, что выдаст в эфир. Есть общепринятые правила и нормы, закон о СМИ.

— На твой взгляд, насколько эффективна радиореклама, чем она отличается, допустим, от рекламы на ТВ?

— Она меньше утомляет и напрягает. Меньше занимает места в эфире, чем на телевидении. Блоки более короткие. Информация усваивается лучше, тем более, если сделан хороший качественный продукт. Например, я помню ролики, сделанные еще лет 5—7 назад, с адресами и названиями фирм, что не могу сказать про телерекламу.

— Финансовый кризис отразился на рынке радиорекламы?

— Те клиенты, которые размещались на радио лет десять назад — есть и сейчас, приходят новые. Без рекламы радио не останется даже в условиях финансового кризиса. Все равно коммерческие структуры будут искать клиентов, потребителей. Был небольшой спад, но пройдет совсем немного времени и опять будет аншлаг…

— «Джинса» или скрытая реклама, встречается в радиоэфире?

— Каких-либо намеков не допускается. Вместе с тем, официально размещаемая реклама проходит жесткий контроль, особенно это касается рекламы лекарственных препаратов и медицинских услуг. Некоторые ролики в эфир не выходят — приходится переделывать…

— Не секрет, что для попадания в плей-листы федеральных каналов продюсеры музыкантов «отстегивают» определенные суммы денег. Как в Архангельске?

— У нас все проще. Для попадания на радио необходим хороший качественный продукт, совпадающий с форматом радиостанции. Может кто-то очень наглый и берет за это деньги, но мы всегда это делали безвозмездно, максимум — подарок в виде диска со своими записями или приглашения на свой концерт. Мы не столица, там за каждый выход в эфир, ротацию, попадания в хит-парады — готовьте денежки…

— Потому что шоу-бизнеса в области попросту нет?

— Он отсутствует.

— Тогда как ты оцениваешь клубную культуру Архангельска?

— Нужно переходить на новый уровень. Концерты отечественных звезд, которые лето проводят на гастролях от Туапсе до Адлера, а с сентября по май «стригут купоны» по остальной России-матушке, мягко скажем, надоели. Каждый год одно и то же… Есть, конечно, интересные концерты, но… Зрители просто устали от однообразия. Пора устраивать шоу западных исполнителей, хотя, это связано с большими финансовыми рисками...

— Что бы ты изменил на архангельском радио с точки зрения рекламы?

— Нужны хорошие проекты и программы. Пусть это будет программа на две-три минуты, но это было бы интересно и рекламодателям и слушателям. Большинство сейчас ограничивается простыми роликами, 10—15 секунд информации о компании иногда теряются в потоке таких же «спотов». В идеале это должны быть часовые программы с детальной проработкой сценариев, подборкой интересной информации.