Александр Донской: «Мечты сбываются»

Александ Донской — бывший мэр АрхангельскаИнтервью с Александром Донским

Александр Донской — бывший мэр Архангельска, бывший хозяин «империи» продуктовых магазинов, бывший подследственный… Все это в прошлом, а что сейчас? Чем он занимается, что думает о себе и окружающих нас событиях?

— Во-первых, спасибо, что согласились на интервью. В последнее время на страницах газет, телеканалах вашего имени практически не найти. С чем это связано? Может, есть некое «табу» на появление вашей персоны в СМИ?

— На самом деле, это связано с тем, что я сейчас не занимаюсь ни политикой, ни бизнесом. Веду спокойный, не публичный образ жизни. Нет никаких политических и общественных проектов, то есть, нет никакой информации для СМИ. У меня нет потребности и желания заниматься публичной деятельностью и освещать ее в прессе… В настоящее время я изучаю коучинг — новое направление в менеджменте...


Коучинг
— это инструмент, предназначенный для раскрытия потенциала человека, развития его способностей и талантов в разных сферах жизни. В английском варианте слово Coaching можно сопоставить со словом сo-achieving — содостижение, содействие. По определению Т. Голви, коучинг означает раскрытие потенциала личности для максимизации собственной производительности и эффективности. Он больше помогает личности обучаться, чем обучает 


— Сейчас вам 38 лет. Назовите главные события, произошедшие с вами за это время?

— Главное? Много, что важного было лично для меня. Причем это были как позитивные, так и негативные события. Ключевые события, которые сформировали меня — то, что я был в армии, то, что я создал крупную компанию, которая, когда выросла до крупной сети «Сезон», насчитывала 800 человек.

То, что я возглавлял мэрию, и было много интересных проектов, часть которых была реализована, некоторые реализуются и по сей день. Кроме того, понятно, что некий опыт мне дала ситуация противостояния с губернатором. Эта конфликтная ситуация, понятно — негативный опыт, но он оставил след в моей жизни, я попал в СИЗО — это не прошло даром, определенные выводы я сделал.

— Не жалко сейчас, что продали свой бизнес?

— Я исходил из тех планов, которые были у меня тогда. То есть, когда я избрался на пост мэра — я понимал, что должен продать свой бизнес, так как не хотел передавать его кому-то в управление. Я так устроен, что когда начинаю новое дело — обрубаю пути к отступлению. И, соответственно, я никогда не оставлял себе «золотого парашюта». Продал бизнес и исходил из того, что буду работать на посту мэра восемь лет, а дальше буду двигаться в политическом направлении — предполагал, что дальше пойду в федеральную политику. Но, жизнь распорядилась по-другому. Бизнес продан. Об этом можно рассуждать: правильно-не правильно. С точки зрения экономической выгоды, конечно, не правильно. Логичней было бы его оставить и развивать. А с точки зрения того моего понимания своих целей — это был правильный шаг. Я, вообще, стараюсь никогда не жалеть о том, что было в прошлом. Потому что это бесполезная трата времени. Нужно всегда двигаться дальше, смотреть в будущее. Иначе, можно просто увязнуть в прошлом. Копаться в том, что нельзя изменить — это бесполезно. Это можно просто зафиксировать как опыт. Нельзя изменить прошлое, можно менять только будущее, можно поменять свое поведение в настоящем.

— Есть планы по созданию новой компании, может какой-нибудь большой корпорации?

— Нет. Сейчас я, на самом деле, не хочу заниматься бизнесом, ни маленьким, ни большим. На текущий момент я не хочу заниматься политикой. Я считаю, коли, так уж выпало в моей жизни, что появился период, когда я свободен от работы, от каких-либо обязательств (кстати, впервые в моей жизни за более чем 15 лет, потому что очень долго руководил компанией, потом сразу избрался на пост мэра), появился период, когда много свободного времени, то, я считаю, что появилась возможность потратить его на себя. То есть, я просто наслаждаюсь тем, что могу ходить хоть каждый день в тренажерку, я могу каждую неделю ходить в баню, что раньше было для меня роскошью. Я могу просто погулять, подышать воздухом. Могу пообщаться с детьми, женой, пообщаться с друзьями. На это раньше постоянно не хватало времени. Я считаю, что сейчас такой период (длится уже где-то полгода) — когда могу побыть с самим собой, то есть просто подумать, посвятить себя философским размышлениям. Коучинг помогает мне разобраться со своими целями, этот процесс не простой. Я надеюсь, что в следующем году у меня появится какое-то виденье целей и путей их достижения.

— Вы начали свой бизнес «с нуля» и добились успеха, что вы посоветуете людям, которые решат начать свое дело сегодня?

— Те, кто начнут свой бизнес сейчас, по определению — герои. Когда я начинал свой бизнес, была такая ситуация: выигрывали те, у кого не было плана. Советская система планирования разваливалась, и предприниматели сами создавали мир, сами создавали законы бизнеса. Сейчас ситуация такова, что конкуренция очень жесткая, есть крупные корпорации, в сфере услуг и в производстве. Конечно, очень сложно начинать свой бизнес. Я считаю, что можно заниматься любым делом и добиться в нем успеха, начав «с нуля». Но человек должен иметь, во-первых, очень мощную волю и свято верить в свои цели. Какими бы абсурдными они не казались другим людям, даже родным, друзьям. Человек должен идти вперед, не смотря ни на что. Если он верит в то, что его бизнес-идея здравая, что его бизнес-идея принесет деньги, его бизнес-идея будет нравиться людям — то, он должен идти напролом, должен добиваться своей цели, и это зависит только от его внутренней энергии. Если энергии много, то он добьется многого. Если энергии мало, если он в чем-то не уверен, то он должен пойти к кому-то другому устроиться на работу и работать как наемный менеджер.

Александ Донской— Административные барьеры — когда вы начинали свой бизнес и сейчас…

— Они всегда существовали, в разных проявлениях. Всегда существовала коррупция. Контролирующие органы всегда были коррупционными. Когда я начинал, в большей степени чувствовалось влияние так называемых бандитов, которые «крышевали» бизнес, вымогали деньги, разоряли компании и просто «действовали на нервы». Сейчас эту нишу заняли представители различных «органов». Они предлагают бизнесменам свои услуги, действуют более жестко, более опасны, чем бандиты. Потому что у них в руках большие возможности, которые предоставлены им наличием должности в системе государственной власти. Поэтому, конечно же, сейчас сложнее. Но человек, который видит свою цель, энергичен, постоянно в поиске — найдет возможность выстроить отношения... Правда, есть ситуации, в которых ни один местный предприниматель не устоит. Такие случаи уже были в Архангельске, когда приходили федеральные сети, представители крупных компаний, которые могут лоббировать свои интересы на более высоком уровне, чем любые местные предприниматели, и начинают просто «давить» более мелких конкурентов, используя свои рычаги давления, связи в силовых структурах. Как известно: против лома нет приема, предприниматели не могут сопротивляться этому давлению самостоятельно. Точно также как, допустим, вы попадете в стихийное бедствие. Предположим (не дай бог), что на Архангельск обрушится цунами и смоет волной все дома, торговые центры и т.д. — то же самое в бизнесе, предприниматель не может противостоять угрозе, которая управляется не из Архангельска, а из Москвы или Питера… Это надо рассматривать как форс-мажор. Другой момент — я знаю предпринимателей, которые не раз разорялись и снова вставали на ноги, и это делало их сильнее. Есть люди, которые ломались после первой же неудачи и уходили либо в запой, наркотики, либо в другие тяжкие грехи. Это зависит от человека. Сильный человек переживет большое количество ситуаций, тем более, что по моему пониманию, возможности человеческого организма используются на очень маленький процент и, соответственно, человек всегда может мобилизоваться, если у него есть воля...

— Сейчас финансовый кризис будоражит умы людей всей планеты, дошел он и до Архангельска. Как долго, по вашему мнению, он продлится?

— На самом деле, никто не понимает, какие бы умные аналитики не были — сколько кризис продлится, в чем выразится, что подорожает, что подешевеет? Нельзя услышать ни одного точного экспертного мнения. Все это — гадание. Каждый новый кризис развивается по своим новым законам, которые ни кто не может вовремя понять и предсказать. Единственное, на что следует обратить внимание — во время любого кризиса, во времена Великой депрессии в Америке, нашего кризиса 1998 года, было большое количество предпринимателей, которые разорились. Но были и предприниматели, которых, может быть, было не так много, которые нарастили свой бизнес, поднялись во время кризиса и после него. Я знаю много людей, которых кризис подтолкнул к более активным действиям, развитию. Был такой случай в Америке (во время Великой депрессии): итальянец приехал в США, он не знал английского языка и открыл пиццерию. Все закрывались, у всех были какие-то проблемы, а он открывал одну пиццерию за другой, открыл целую сеть. Потом, когда кризис закончился, к нему пришел журналист и спросил: «Как же во время кризиса вы так развились?» Он ответил: «А я не знал, что у вас кризис». Человек приехал из населенного пункта, в котором жизнь была хуже, чем в Америке и он работал. Что касается России — мы видим: к нам приезжают таджики и идут на работу, на которой (считают местные) работать невозможно, что на те деньги, которые платятся таджикам выжить невозможно. А таджики работают, живут, и часть денег отправляют к себе на родину. Все дело в восприятии.

— Как вы воспринимаете последние изменения в политической системе России — продление сроков полномочий Президента и Государственной Думы?

— Во-первых, понятно, что происходит постоянное усиление вертикали власти. Основной тренд — движение к единоначалию, однопартийности. Президент, премьер-министр, ключевые люди в Государственной Думе, Совете Федерации, люди определяющие политику — все из одной команды. Этот тренд надолго. Необходимо понимать, что Путин и команда, находящаяся у власти — они переживут нас всех. Это можно воспринимать как данность, как погоду — бывает холодно, бывает слякотно, но мы живем в таких условиях. Допустим, в Таиланде люди круглый год живут при температуре плюс тридцать градусов — у них такая погода. Наше политическое устройство, такое как сейчас, продлится столько времени, сколько мы будем жить. Скорее всего, и наши дети будут жить при этом строе…

— Как это можно использовать, всем вступать в «эту» партию?

— Можно посмотреть, как люди жили во времена КПСС, тогда некоторые умело использовали свое членство коммунистической партии, использовали партийную систему в своих личных интересах. Те, кто был поумнее, изворотливее — получали пользу. Но, не каждый может получить от этого членства в партии желаемый результат. Ну, вступит человек в партию, будет рядовым членом — ни пользы, ни вреда не получит. Партийная система — особый мир, много внутренних интриг. Партии становятся большими, пример — «Единая Россия». Возникают внутренние противоречия, и при неумении ориентироваться в таких ситуациях, лавировать — можно попасть между двух огней. Серфингист — не создает волны, но умело по ним катается, в политике также: «умелые серфингисты» на противоречиях между различными политическими кланами могут получать «дивиденды», удовольствие, зарабатывать деньги, продвигать свой бизнес, удовлетворять свои личные амбиции, а кого-то может накрыть волной и членство в партии не спасет…

Александ Донской— Скоро выборы в архангельское областное Собрание депутатов — ваш прогноз?

— Прогноз такой. Весь политический расклад во время присутствия в Архангельской области Михальчука — будет определять Михальчук. Губернатор является членом «Единой России», он будет заинтересован в том, чтобы партия заняла подавляющее количество мест в областном Собрании, более того — чтобы она заняла подавляющее число в городском Совете. Можно точно сказать, что все решения в Облсобрании и Горсовете будут приниматься «Единой Россией». Конечно же, будут присутствовать члены других партий, но они будут присутствовать в качестве декораций при принятии этих решений. От их мнения ничего не будет зависеть, точно так же как от цвета обоев в Горсовете… Большинство будет у «Единой России». К тому же, мы видим — когда у этой партии не хватает голосов для принятия какого-то решения, всегда находятся депутаты-одномандатники, депутаты из других фракций, которые поддерживают эти решения. Ну и сам по себе Михальчук довольно сильный и жесткий лидер. Парламент, на избрание которого он не влиял — полностью ему подчиняется, выполняет все указания. Можно с уверенностью утверждать, что в следующем Облсобрании ничего нового не появится. Более того, с дисциплиной будет еще лучше, законы будут приниматься еще быстрее. Сейчас еще может быть возникают какие-то дискуссии. Времени тратится больше на полчаса, а будет меньше на полчаса. Но решения, которые будет принимать губернатор — будут воплощаться в жизнь областным Собранием, Горсоветом, мэрией Архангельска, всеми муниципальными образованиями, входящими в состав Архангельской области. Эта ситуация тоже продлится довольно долго. Потому что, по моим ощущениям, Михальчук сюда делегирован федеральной властью надолго.

— Политические партии на федеральном и региональном уровне — все подконтрольны Кремлю?

— Да, все. Мы знаем, как проходят голосования в Думе. Важно смотреть на результат. Не имеет значения — кто и как выступает, заявляет, что с чем-то не согласен. Очень часто депутаты говорят, что не согласны с каким-то решением правительства. Но в результате голосования — эти решения принимаются… Все, что вносится в Госдуму правительством — принимается, все, что вносится на рассмотрение Облсобрания администрацией области, продвигается губернатором — принимается. Все решения городской исполнительной власти, вносимые в Горсовет — принимаются. Дискуссии — просто спектакль, ритуал. Парламент, в современных российских условиях, — машина по принятию законов. Никаких оппозиционных партий нет, есть разговоры, что эти — оппозиция, эти — менее оппозиционны, но на самом деле их не существует.

— За последние полгода-год, жизнь архангелогородцев изменилась в лучшую или худшую сторону?

— Общая тенденция была такой: люди чувствовали, что жизнь становилась лучше. Многие стали покупать бытовую технику, о которой раньше только мечтали, кто-то купил себе машину, оптимизма стало больше. Но в этом году ситуация рухнула. Кризис не мог пройти мимо. Люди будут его ощущать, в большей степени те, кто работает в частном секторе, защищенными будут себя чувствовать работающие в государственных структурах.

По моим прогнозам, количество людей в госсекторе будет увеличиваться, в силу того, что будет расти количество чиновников и государственных компаний — государство будет вынуждено вмешиваться в экономику, будет выкупать пакеты акций компаний. Многим людям намекают, что они должны уволиться, в подавляющем числе организаций будут сокращения — вырастет безработица.

— Что пожелаете нашим читателям в новом 2009 году?

— В первую очередь хочу пожелать всем архангелогородцам не терять оптимизма. Оптимизм всегда спасает, я знаю по своей жизни — как бы тяжело не было, если веришь в то, что жизнь наладится, все будет лучше, чем раньше — так оно и будет. И, я верю — если мечтать, то мечты сбываются…