Сделать областной парламент двухпалатным

Сергей Шубин — политолог, доктор наук, профессор ПГУПодводя итоги года, мы не могли пройти мимо значимых политических событий. Прокомментировать некоторые моменты мы предложили политологу, доктору наук, профессору ПГУ — Сергею Ивановичу Шубину.

— Скоро выборы в Облсобрание, ваш прогноз — кто победит, кто пройдет в депутаты (преодолеет барьер)?

— В условиях отмены 25%-го порога участия избирателей в выборах, возможности голосовать «против» и административного ресурса у партии «Единая Россия», выборы в областное Собрание потеряли свою притягательность не только для избирателей, но и аналитиков.

Ответ на вопрос о том, кто будет победителем, более чем очевиден. Победит партия власти. Ну, а в силу того, что власть у нас так и не стала вразумительной, открытой и эффективной, то процент голосов, полученный единороссами будет, как и прежде, ниже, чем в среднем по России. Это, в какой-то мере, облегчит участь других участников избирательной кампании. Однако отсутствие ярких лидеров в оппозиционных рядах не прибавит им серьезных дивидендов. Для коммунистов, на мой взгляд, и для справедливороссов пределом мечтаний является рубеж в 7 %. Единственная загадка будет, видимо, заключаться в том насколько преуспеют в избирательной кампании местные популисты, привыкшие использовать политические технологии на грани скандалов.

Одной из причин невысокого авторитета депутатского областного корпуса является то, что нынешнее распределение депутатских округов не соответствует интересам региона как единого целого. Северная деревня продолжает вымирать, в том числе и потому, что в законодательном областном Собрании сельская местность представлена непропорционально слабо.

На мой взгляд, компактное проживание избирателей в городе позволяет (в перспективе) численно увеличить городские округа по сравнению с сельскими, где плотность населения значительно меньше, а территориальная разбросанность больше. В этом случае была бы соблюдена социально-политическая справедливость в представительстве интересов городского и сельского населения области.

Начать этот процесс следовало бы с обязательного представительства всех районов независимо от размеров и потенциала в областном Собрании депутатов, так же, как все субъекты России представлены в Федеральном Собрании. А в перспективе просматривается, все-таки, двухпалатный областной парламент. Нижняя палата, работая на постоянной основе, разрабатывала бы проекты законов, а верхняя, состоящая из депутатов с мест, их утверждала. Такой регламент не потребовал бы увеличения числа депутатов, но обеспечил бы сочетание профессионализма и местных интересов.

— Продление сроков полномочий Президента и ГД РФ — ваше отношение к этому предложению Медведева?

— Мне кажется, что предложения Д.А. Медведева оправданны хотя бы с точки зрения опробования процедуры внесения поправок в Конституцию 1993 года. Учитывая условия, в которых она принималась, идеальной она являться не может, в принципе. В связи с этим молиться на нее, как на «священную корову», как это было прежде, вряд ли оправданно. Поэтому разумные поправки вполне ожидаемы и впредь.

Что касается продления полномочий, то для Президента они, на мой взгляд, оправданны, а вот для депутатов было бы лучше сократить срок полномочий до трех лет, чтобы они не успевали обюрократиться и вконец забыть о нуждах своих избирателей. Было бы логично «менять» депутатский корпус между президентскими выборами, совмещая через шесть лет выборы в Госдуму с президентскими выборами.

Правда, мои студенты при обсуждении Послания Президента РФ Д.А Медведева Федеральному Собранию предложили свой вариант поправок. Они посчитали, что лучше было бы разрешить избирать главу государства не два, а три срока подряд, не меняя срок пребывания президента между выборами. Может быть, устами молодых глаголет истина?

— Недавно Ю. Лужков выступал с предложением вернуться к избираемости губернаторов на прямых всеобщих выборах, Президент ответил жестко, тема замолкла. Ходили слухи о назначаемости мэров региональных центров. Институт выборов все меньше присутствует в политической жизни страны — не приведет ли это к снижению и без того низкой правовой и политической культуры россиян?

— Вопрос не из легких. Действительно, сравнивая нашу управляемую демократию с неуправляемой — в братской Украине, трудно однозначно прогнозировать: кто быстрее наберется политической культуры, и чей вариант модернизации страны окажется эффективнее?

Что касается реакции Президента России на предложение Лужкова вернуться к избираемости губернаторов на прямых всеобщих выборах, то она, во-первых, заставляет задуматься о будущем московского мэра, а, во-вторых, служит вполне прозрачным назиданием другим региональным начальникам об их месте в системе нынешней государственной власти.

В этой связи, я вспоминаю рациональное, по-моему, предложение нашего земляка А.А. Вешнякова, который в бытность председателем Центральной избирательной комиссии предлагал ограничить срок ныне действующей формы выборов глав субъектов РФ 10—15-ю годами, после чего вновь вернуться к выборам населением. Что за этим, а также другими разумными суждениями Вешнякова последовало всем хорошо известно.

— Мировой финансовый кризис — возможные геополитические последствия для России?

— Мне непонятно, почему у нас не принято говорить о геополитическом контексте экономического кризиса в России. Согласитесь, что американцы не были бы американцами, если бы простили нам свой конфуз на Кавказе. У них гораздо больше возможностей, чем у нас и экономических, и интеллектуальных, чтобы показать, кто на сегодня в мире хозяин. Поэтому российскому руководству потребуется еще проявить такие усилия, чтобы преодолеть кризис, каких история, может быть, еще и не знала. Хотелось, чтобы эти усилия были направлены, прежде всего, на формирование дееспособной промышленности, сельского хозяйства и благополучия людей. Пока, к сожалению, все или почти все идет в противоположном направлении.

— Грузия, Украина, прибалтийские страны, Польша — наши соседи, руководство этих стран далеко не доброжелательно относится к России, у Японии к нам территориальные претензии. Не слишком ли много «врагов у границ», что делать?

— Без шараханий наращивать свой потенциал и культуру. Только на этой основе можно сделать нелепыми имеющиеся к нам претензии, от кого бы они не исходили. Нужно добиваться того, чтобы дружить с нами было выгоднее, чем конфликтовать. Именно по такому варианту развивается нынешний Китай, демонстрируя поразительные результаты.

— Укрупнение регионов — нашу область ожидает фактическое объединение с НАО в ближайшее время?

— Хотелось бы на это надеяться. Однако, кому-то, помимо Архангельска, Нарьян-Мара, этого очень не хочется делать. Было бы неплохо, если б журналисты «PRопаганды» постарались докопаться до истины и назвали этих антигероев северянам.