Опора на «неудобных»

Сергей Антуфьев — Председатель Архангельского регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России»В рамках подведения итогов автопробега «Поможем детям Поморья», мы решили встретиться и поговорить с одним из участников акции — Антуфьевым Сергеем Кимовичем, Председателем Архангельского регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России».

— Сергей Кимович, как вы оцениваете проведение акции «Поможем детям Поморья»?

— Замечательно. Самое главное, что инициатором акции выступил представитель малого, даже микро бизнеса. Есипов Андрей Николаевич — прежде всего производственник, занимается пошивом одежды. А то, что он занялся таким благородным делом как помощь детским домам, организовал огромное количество спонсоров и участников автопробега — это, конечно, должно вызывать всемирное уважение. Он лауреат многочисленных конкурсов, его жизненная позиция вызывает гордость за отечественный бизнес, предпринимателей. Если бы в масштабах страны весь бизнес занимался подобными делами, то и детских домов бы в стране не осталось. Я думаю это не последний автопробег, потому что налажено эффективное сотрудничество с областной администрацией, районными властями, крупными компаниями.

— Расскажите немного об «Опоре России».

— «Опора России» образовалась шесть лет назад. Отделение в Архангельске появилось в 2004 году. Сейчас наши представительства действуют также в Северодвинске, Новодвинске, Коряжме, Котласе, идет работа по организации отделения в Онеге. Мы объединяем десятки тысяч людей. В состав «Опоры» входят целыми профсоюзами, ассоциациями.

— Какую цель преследуют предприниматели, вступая в ваши ряды?

— «Опора России» — общефедеральная структура. Известно, что в России многие вещи решаются на федеральном уровне (через Москву — прим. ред.). Это налоговое законодательство, взаимодействие с правоохранительными органами, проверяющими структурами. Например, через наше московское отделение в последний раз вышли на Кудрина (министр финансов Правительства РФ — прим. ред.). Банки в апреле месяце отказывались принимать наличные платежи, заставляли открывать расчетные счета. Время было смутное — только появился новый губернатор. Кудрин обратился к Грефу, который теперь возглавляет Сбербанк, и через него эту проблему решили.

— Как живется малому бизнесу? Президент, премьер неоднократно заявляли о снижении административных барьеров, помощи предпринимателям…

— Сейчас предпринимателям трудно работать. Административные барьеры стали более качественные. То есть, федеральные структуры, выпуская свои нормативные акты, регистрируют их в Минюсте — следовательно, они принимают форму закона. Сейчас открыть бизнес стало намного сложнее, чем лет 10—15 назад. Гораздо труднее. Требования возросли на порядок. Если, например, есть желание закрыть того или иного предпринимателя, то это сейчас легко сделать, соблюдая все законы. Живой пример с летними кафе, настоящая холодная война малого бизнеса и власти. Запретили продажу пива. В Северодвинске подобное постановление уже отменили. В Архангельске пока нет, но Прокуратура свое определение вынесла. Ситуация не очень хорошая, летние кафе на пятьдесят процентов в этом году не открылись, бюджет потерял, рабочие места не открылись, потеряли все. Но пиво на Набережной все равно пьют. Это простая запретительная мера, как удар дубиной. Мы предлагали властям и городским и областным применить экономические меры, но нас не услышали. Большинство постановлений, принятых за последнее время носят немного дискриминационный характер в отношении предпринимателей. К сожалению, работать становится сложнее еще и из-за того, что во власть приходит много предпринимателей, которые отстаивают свои интересы, лоббируют свой бизнес. Развитие малого бизнеса от этого тормозится. Средний и крупный бизнес имеют преференции перед малым, это на виду. Через общественные организации мы пытаемся исправить ситуацию. Я не скажу за всех чиновников и за весь бизнес, но это заметно. Законы для кого-то работают, для кого-то нет. Мы ратуем за равные возможности для всех, не всегда получается, но стараемся. Даже, если какой-то чиновник «невменяемый» — с ним все равно надо работать, а рано или поздно его «уйдут», полномочия закончатся, но мы обязаны работать со всеми. Поэтому стараемся сотрудничать с любой властью, нравится нам какой-либо персонаж или нет. У нас ведь нет системы отзыва депутата или чиновника, подозреваемого в коррупции. Только вышестоящий начальник может гаркнуть на зарвавшегося бюрократа — осадить его. У нас в области создана комиссия по административным барьерам, которую возглавил лично Михальчук, может быть, эта комиссия будет остужать пыл некоторых ретивых товарищей. Поживем — увидим. Время — честный человек, как говорят французы.

Пока все меняется очень медленно и со скрипом, мягко говоря. Где-то даже и в худшую сторону. Центральный рынок если взять — три тысячи рабочих мест пододвинули на улицу Галушина, когда их обратно приведут? Вопрос открытый и нерешенный, останется он муниципальным или нет, перейдет он в частные руки, чьи руки? По конкурсу, или еще как? Деликатный вопрос. Мы эти вопросы задаем властям. Властям эти вопросы не удобны. С нами, как и с прессой не очень стараются контактировать. Может быть, потому что мы для чиновников неудобные люди.

— Но все-таки вы сотрудничаете с властью.

— Да, со многими депутатами Областного собрания у нас сложились хорошие, дружеские отношения. Особенно с теми депутатами, которые занимаются вопросами предпринимательства. Например, Казаринов, Анисимова, Белокоровин, Таскаев, Аннин, Журавлева. С ними мы тесно и плотно общаемся. Проводим совместные акции. Например, проводили конкурс среди школьников — дети писали сочинения на тему «Как стать успешным предпринимателем?» На федеральном уровне между «Опорой России» и «Единой Россией» подписано соглашение о сотрудничестве, а также с «СПС». С коммунистами, понятно, как-то не совсем… Но готовы работать со всеми партиями, которые могли бы помочь в развитии предпринимательства. Которые будут улучшать социальную ситуацию в регионе, развивать область, инвестиционный климат. Но на сегодня другие партии, кроме «Единой России» к нам не обращаются.

— Малый бизнес — основа экономики большинства развитых стран. Почему в России, Архангельске он развивается крайне медленно?

— Почему малый бизнес развивается медленно? Доверия не хватает. Представители власти делают иногда такие шаги, как опять же в ситуации с Центральным рынком. Ну, какое после этого доверие? Три тысячи человек бунтовало полтора месяца. И до сих пор не понятно, что будет дальше. Сказали: «А все устроятся, куда-нибудь». Это не правильное отношение властей к предпринимательству. У нас за последние годы ни одного промышленного предприятия не открылось. Ни одного. Предприниматели — да открывают, лесопилочку какую-нибудь маленькую. А так чтобы региональные или городские власти открыло завод «Тойоты», например. В Питере уже четыре завода отверточных. Порт развивается, строится. У нас только дороги в этом году начали делать. Хотя деньги были выделены давно… Надо делать привлекательным регион. Почему наши люди уезжают на заработки в Санкт-Петербург, Москву. Там созданы все условия, там зарплаты выше. Мы на Севере живем, у нас северные коэффициенты, а зарплаты все равно ниже. У нас дороже электроэнергия, большие транспортные затраты, по теплу мы не конкурентоспособны. Власть, на уровне федерации, могла бы подумать о какой-либо компенсации северных или льготах для территорий. Мы-то ладно, мы, что сможем — то откроем, даже если мешать будут. А для того чтобы пришли крупные иностранные или отечественные инвесторы — должны думать и работать чиновники.