Идти вперед и не бояться

Андрей Есипов — ген. директор компании «Junior-Yes»Первого октября исполнилось 12 лет со дня создания компании «Junior-Yes». Профиль — производство и продажа детской одежды. Клиенты в Архангельске, Северодвинске, Новодвинске, Каргополе, Березнике. Трудовой коллектив — 15 человек. Если кратко, то одно из лучших предприятий малого бизнеса Архангельской области. Генеральный директор — Есипов Андрей Николаевич. Есипов создал свой бизнес, что называется «с нуля», но он не обычный «капиталист», ищущий выгоду. Знающие люди чаще говорят о нем как о меценате, организаторе благотворительных проектов и социальных акций. Мы поздравили компанию «Junior-Yes»с днем рождения и записали интервью с ее руководителем.

— Андрей Николаевич, ваша компания открылась в 96-ом году. Времена были, мягко говоря, не спокойные. Трудно было начинать?

— Не трудно и не страшно. Потому что не знали всех подводных камней. Когда начинаешь что-то новое — думаешь, что теоретически все будет так, рассчитываешь идеальный вариант, а оказывается все наоборот. В то время начинать, организовывать производство было, наверное, не выгодно.

— Если бы была возможность повернуть время вспять…

— Нет, я бы начал все заново. С одной стороны почва для развития была не готова. В то же время — эту нишу никто не занимал.

— Как родилась идея заняться пошивом детской одежды?

— Мы столкнулись с тем, что, придя с женой в магазин, хотели купить старшему сыну обычную рубашку. Ничего не нашли кроме строгих советских рубах под костюмы. Они не приемлемы для ежедневной носки. Поэтому задумались: почему бы… и не предложить то что востребовано. Демографическая ситуация немного улучшилась — спад рождаемости конца 80-х — начала 90-х прекратился, начали рождаться дети. Взвесили все свои возможности. На одной чаше весов — мое высшее экономическое образование, талант супруги к швейному делу, желание, и они перевесили все аргументы «против».

— Составляли бизнес-план?

— По-сути нет. Как такового расчета не было. Кстати, недавно прочитал статью про «швейный макдональдс» — компанию «SELA», которая сейчас довольно известна. Ее организовали два наших эмигранта. Они довольно долгое время, даже имея уже сеть магазинов, не читали книг по организации бизнеса, а делали так, как считали нужным. А когда сели за книги — оказалось, что все они делали правильно. Где-то по этому же пути шли и мы. Мы видели спрос, делали предложения, удовлетворяли потребности покупателей по мере возможностей.

Первые две швейные машины были установлены дома. Лично проводил электричество. Получилось домашнее производство. Это было не очень удобно. Бытовые трудности — постоянная грязь. Много отвлекающих моментов. Пробовал себя в качестве закройщика, упаковщика… В октябре 1996 года мы купили швейные машины, а в декабре получили первый крупный заказ — от департамента образования на пошив одежды для детских домов. Надо было сшить 500 экземпляров одежды за 10 дней, давали деньги, надо было съездить в Москву за материалом — для двух человек это было не реально. Пришлось выходить на людей, которые раньше работали на трикотажной фабрике.

— Перспективы?

— Хотелось бы расшириться. Потому что все время мы не дорабатываем, то есть заказы которые удовлетворить на сто процентов мы не можем. Это, конечно, лучше чем, если бы была «затоварка». Существует дефицит — клиенты взяли бы больше, но мы не успеваем.

— Несмотря на то, что в страну поступает большое количество ширпотреба из Китая, Турции…

— Да. Раньше люди брали китайское, плохо сшитое, из плохого сырья. Сейчас люди через свой кошелек понимают, что лучше заплатить чуть больше, но вещь не испортится после первой стирки.

Мы шьем белье для детей. Оно не конкурентоспособно по цене с крупными фабриками. Но когда заказчик видит, что наша продукция продается лучше — они начинают активнее и больше брать наш товар. Из-за чего это происходит? Фабрики экономят на материале, ребенок еле-еле влезает в размер. Наше белье идет с небольшим запасом, оно чуть больше чем нужно по ГОСТам. Покупатели это чувствуют и делают выбор в нашу пользу. Бывает, встречаем на улице вещи нашего производства, которые производили еще восемь лет назад. За качество боролись всегда. У нас на производстве каждое последующее звено проверяет работу предыдущего.

— Получается, что проблем со сбытом не существует?

— В принципе да.

— У вас есть свои торговые точки.

— Да, но они были открыты только для того, чтобы давать нашим оптовым покупателям возможность работать с отсрочкой платежа. Если бы они расплачивались сразу, то делали бы меньшие заказы. Изначально мы не хотели заниматься розничной торговлей. Свои торговые точки открыты также с целью постоянно иметь «живые» деньги — платить зарплаты, оплачивать аренду помещений, коммунальные услуги, закупать сырье.

— Планируете расширить ассортимент выпускаемой продукции?

— В начале этого года попробовали производить женскую одежду. Разработали модели, закупили материалы. Продавали на выставке «Архангельское качество», Маргаритинской ярмарке, причем, довольно успешно. Если брать выручку, то где-то треть суммарного прихода дала именно женская одежда. Сейчас думаем разделить производство, сделать женскую одежду отдельным направлением.

— Это будет другой бренд…

— Да. Пока на уровне мыслей. Думаем — как увязать наше старое название (детская одежда) и линейку женской одежды.

— Что мешает развитию бизнеса, проблемы?

— От проблем ни куда не денешься. Они всегда есть и будут…

— Как живется малому предпринимателю?

— Не очень хорошо (смеется). Возьмем этот год — отпуска не получилось, выходные бывают очень редко. Живем в режиме жесткой экономии, если можно сэкономить — обязательно экономим, потому что по-другому нельзя. Самая главная проблема — нет своего помещения. Приобрести — проблемно, необходимая площадь стоит несколько десятков миллионов. Система кредитования, которая существует на сегодняшний момент, позволяет взять кредит максимум на пять лет…

— Не хватает «длинных» денег?

— Да. Наблюдая за последними событиями, кажется, что еще долго не будет… Хочется заняться управлением, планированием, налаживанием связей. А приходится решать зачастую обычные бытовые вопросы…

— Значит надо наращивать производство, увеличивать штат…

— Конечно. Но сегодняшние площади не позволяют этого сделать…

— Многие предприниматели Москвы и других крупных городов выносят производственные мощности за пределы города. Там дешевле помещения, меньше проблем с подвозом сырья и вывозом товара — нет пробок. Почему вы не перенесете свои цеха, например, в Приморский район?

— Может, это было бы и проще. Но, всегда, решая одну проблему — порождаешь новые. Перенося производство, встает вопрос проезда персонала до места работы. Далеко не у всех есть автомобили. Покупать транспорт или договариваться с кем-то из перевозчиков — новые затраты. А терять устоявшийся коллектив не хочется.

— Кадры решают все?

— Действительно, с кадрами сейчас серьезные проблемы. Подготовка новых специалистов практически не ведется. Некоторые профессии, которые нужны нашему производству, сокращаются. Например, специальность «портной легкого платья» упразднена в 39 лицее. Введена новая специальность — «модельер-конструктор», но столько, сколько их выпускают — сейчас не требуется. Нужны люди, которые могли бы элементарно шить…

— Не возникает желания переехать в другой город, область? В той же Вологде все дешевле, затраты на электричество, тепло… Москва ближе — меньше проблем с поставками сырья…

— Желания уехать не возникает. Я — человек не склонный к перемене мест. Передвинуть мебель дома для меня — целое событие. Говорят — тут плохо, тут радиация… Я себя в другом городе просто не вижу. То ли это патриотизм, то ли что-то еще. Не знаю. Если кто-то уезжает, у меня возникает ассоциация с крысами, которые бегут с тонущего корабля. Может, это и не правильно. Я хочу остаться здесь и работать. Еще хочется, чтобы начала появляться гордость за свою страну, город.

— Что посоветуете начинающим предпринимателям?

— Не надо бояться. Мы, начиная свой бизнес, мало представляли — как все делать правильно. Но, старались быстро учиться, критически относиться к себе, что очень полезно. Иногда проблема только кажется сложной… Не поддаваться эмоциям. Надо верить в себя. Не слушать окружающих, которые не верят в тебя. Идти вперед.