Будет ли закон?

Виктор Казаринов — председатель комитета по инвестициям, собственности и предпринимательству облсобранияВ конце октября в Архангельске прошла очередная сессия областного Собрания. Депутаты рассмотрели и приняли ряд нужных законов. Приняли бюджет на будущий год, в первом чтении. Бюджет, по традиции — дефицитный. Но под шумок... Обладминистрацией с рассмотрения был снят закон «Об отдельных условиях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Архангельской области или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства».

Закон важный. Важный для значительной части предпринимателей. Многие из них, кто вложил деньги, время и душу в организацию собственного дела, арендовали площадь у муниципалитетов. С помощью закона они могли приватизировать это имущество, и чувствовать уверенность в завтрашнем дне, спокойно вкладывать средства в развитие своего бизнеса. И, тем самым, содействовать развитию экономики региона. Но, наперекор всякой логике, этот закон был снят с повестки дня. Хотя, подобные нормативные акты уже принимаются в других субъектах Федерации.

Говорит председатель комитета по инвестициям, собственности и предпринимательству облсобрания Виктор Казаринов:

— Ситуация с одной стороны достаточно проблемная, с другой — непонятная. История вопроса такова: сначала Госдумой был принят 159-ый закон — о льготном выкупе арендуемой площади для субъектов малого предпринимательства. К сожалению, федеральный закон не является законом прямого действия, первоначально планировалось все прописать в нем, но при рассмотрении в Госдуме в третьем чтении закон был изменен так, чтобы право устанавливать размер площади, которая может выкупаться на льготных условиях и период рассрочки по оплате были отданы на усмотрение регионов. Как только этот закон вышел — мы начали достаточно плотную, и как мне казалось, конструктивную работу с администрацией Архангельской области. Несколько раз в течение двух месяцев собиралась рабочая группа по этому вопросу. Присутствовали представители муниципальных образований, депутаты областного Собрания, работники департамента госимущества администрации. Ощущалось заинтересованное отношение со стороны департамента. Были проведены встречи с предпринимателями. Так, этот вопрос обсуждался на совете по предпринимательству в Северодвинске. Были выработаны рекомендации, с тем, чтобы учесть мнение как можно большего числа предпринимателей. В результате этого родился устраивающий и предпринимателей и общественные организации, и, как казалось, обладминистрацию, законопроект, который в соответствии с федеральным законодательством позволял тем, кто давно и добросовестно ведет свою предпринимательскую деятельность на муниципальных площадях, на площадях, которая принадлежит Архангельской области, выкупить их по рыночной цене, с учетом возможной рассрочки, с тем, чтобы дальше продолжать работать в этих помещениях. При этом бюджет получал приличный доход от приватизации. Предварительно законопроект был поддержан большинством фракций собрания. Но, к сожалению, без объяснения причин (после сессии прошло уже больше недели), я ни как не могу получить достоверной информации — почему, законопроект был снят с рассмотрения?

— Ваши предположения?

— Так, высказывается одна из версий: якобы при таком подходе — некоторые муниципальные образования потеряют существенные поступления в свои бюджеты. Видимо, руководители этих муниципалитетов абсолютно далеки от малого бизнеса, от вопросов, связанных с федеральным законодательством. Поскольку другим федеральным законом, который был принят в прошлом году, это 209-ый закон — «О поддержке малого предпринимательства», предусмотрена такая форма поддержки малого предпринимательства, как создание инфраструктуры поддержки малого бизнеса, и специальных реестров муниципального и государственного имущества, куда может быть направлено недвижимое имущество для целей поддержки малого предпринимательства. Если муниципалитет решил какой-то торговый центр или какое-то помещение, арендуемое предпринимателем, оставить и не продавать — может быть принято решение о включении этого объекта в реестр поддержки. Получалось так: предприниматель, который по 159-му закону имел право льготного выкупа, этого права лишался. Это законная мера, предусмотренная законодательством. Проект областного закона о льготной приватизиции, что вносился на рассмотрение, как и федеральный закон, имеет срок действия — до середины 2010 года. Те муниципальные образования, которые боятся потерь для бюджета, могли бы включить имущество в реестр, а по наступлению срока — изъять и на общих основаниях продать его на аукционе. Так что опасения, что муниципальные бюджеты могли потерять значительные средства, пострадают от принятия областного закона — абсолютно несостоятельна. Я думаю, что здесь имеет место ситуация, когда руководители муниципальных образований хотят быть «добренькими» за счет области или каких-то других вышестоящих структур. Поскольку, если будет принят закон в запланированной редакции, то главам МО надо будет брать на себя ответственность — отказать или не отказать предпринимателю в приватизации имущества, путем включения этого имущества в перечень.

Вторая версия — есть ряд достаточно крупных объектов, которые сдаются в субаренду. Если позволить их выкупить, то, вроде бы, это будет не поддержка малого бизнеса, а поддержка тех или иных олигархических структур. Тут опять же есть недостаточное понимание ситуации. На сегодняшний день арендаторы этих объектов выступают как управляющие компании по их содержанию. Поскольку там есть по 20—50 и более субарендаторов. «Якобы-олигарх» несет на себе полную ответственность, все расходы, связанные с эксплуатацией, охраной зданий. За свой счет делает ремонт. Устраивает всевозможные промо-акции, с целью привлечения покупателей (если это торговый центр). Если оставить эти здания в муниципальной собственности — ситуация особо не поменяется. Муниципалитет управлять эффективно такими центрами все равно не сможет. Такая практика была и не дала ничего хорошего…

— При этом, большинство зданий сдающихся в аренду, изначально находилось в ужасном состоянии…

— Да. Когда имущество сдавалось в аренду, одним из условий было — отремонтировать здания. Было вложено много средств в реконструкцию, раскрутку. Если теперь продавать эти здания с обычного аукциона, люди фактически будут второй раз платить за те улучшения, что были сделаны за их собственный счет.

Я считаю, что в условиях вовсю идущего кризиса, задача власти — предоставить возможность малому предпринимательству воспользоваться этим законом и выкупить по рыночной цене (но без аукциона) это имущество. Для того, чтобы иметь возможность использовать его в качестве залога в банках. Если люди смогут выкупить помещения — то сохранятся рабочие места, площади приведут в еще более приличное состояние.

Снятый с рассмотрения законопроект — это, на моей памяти, всего второе реальное действие в масштабах страны, направленное на поддержку предпринимательства. Первое — когда было принято решение о переходе на упрощенную систему налогообложения, вмененный налог. Все остальное — декларации. Чем больше говорится — тем больше проблем у предпринимателей. К сожалению, видимо, сейчас администрация области решила, что такая форма поддержки малому бизнесу не нужна.

— Что вы планируете делать в этой ситуации?

— Я со своей стороны, как председатель комитета, еще на прошлой неделе внес от своего имени точно такой же законопроект, дополненный критериями о надлежащем перечислении арендной платы.

P.S. Русская народная мудрость гласит: закон — что дышло, куда повернул — туда и вышло. Это когда есть закон. А когда нет закона? Когда нет закона, имеет место быть беззаконие.
Федеральная власть, принимая закон, направленный на поддержку малого бизнеса, рассчитывала, по крайней мере, на понимание со стороны регионов. Пока, получается, что взаимопонимания с Архангельской областью ей не видать…