Архангельск будет спать спокойно!

Дмитрий Дробачевский — командир отдельного батальона ППСМ МОБ при УВД по г. АрхангельскуВ канун Дня Российской милиции, мы побывали у командира недавно созданного отдельного батальона ППСМ МОБ при УВД по городу Архангельску — Дмитрия Львовича Дробачевского.

Пришли не просто поздравить его и сотрудников ППС с профессиональным праздником, но и поговорить о ситуации с общественной безопасностью в городе.

Следует отметить, что отдельный батальон ППСМ — это новое явление для областного центра. Если раньше патрульно-постовая служба была разделена на отдельные роты, которые подчинялись начальникам райотделов. То, после приказа министра внутренних дел Р.Г. Нургалиева, все подразделения ППСМ г. Архангельска получили единое руководство.

Первый вопрос, с которым мы обратились к нашему собеседнику, — Какой эффект ожидается от этих преобразований, и что планируется сделать для обеспечения общественной безопасности в Архангельске?

— С созданием отдельного батальона появилась возможность действовать более скоординировано, осуществлять оперативный маневр нарядами ППС. Создать «единый кулак», и при необходимости — выделить дополнительные силы и направить их в нужный район. Усилить присутствие милиции в наиболее криминогенных частях города. Теперь при проведении массовых мероприятий — не райотделы будут выделять сотрудников ППСМ для обеспечения порядка, а единый центр управления будет обеспечивать координацию и направлять требуемое количество сотрудников на конкретные позиции.

В начале следующего года будет достроено здание батальона, там будет базироваться сам батальон и центр управления нарядами (ЦУН). Кроме того, в ближайшее время, в городе будет установлено несколько сотен камер видеонаблюдения, в режиме он-лайн в ЦУН будет поступать информация с улиц города. Сейчас на каждом автопатруле стоит GPS-навигатор, с помощью котрых мы отслеживаем — где находятся наряды, куда едут, кто ближе всех находится к месту происшествия.

Плюс к тому планируется организация стационарных постов милиции (СПМ) в местах, отдаленных от райотделов и подверженных криминогенным проявлениям. Там будут постоянно находиться наши сотрудники, туда смогут обращаться граждане. Милиционеры патрульно-постовой службы смогут более оперативно прибывать на вызовы, доставлять в эти пункты задержанных до прибытия автопатруля, который, в зависимости от ситуации, либо доставит их в медвытрезвитель, либо в районное отделение для дальнейших разбирательств.

Таким образом, концентрация сил патрульно-постовой службы в одну структуру, в комплексе с повсеместным внедрением систем видеонаблюдения, организацией дополнительных опорных пунктов милиции позволит нам сделать город более безопасным.

— Кадры решают все — как обстоят дела с укомплектованностью штатов ППС?

— Основной вопрос, который мы сейчас решаем — это комплектование вновь веденных должностей. Кандидаты конечно приходят. Но, к сожалению, не все из них проходят профессиональный отбор. Поэтому мы ждем всех желающих, кто по своим деловым, личным и нравственным качествам, образованию и состоянию здоровья может исполнять служебные обязанности сотрудников патрульно-постовой службы.

— Кто может стать сотрудником патрульно-постовой службы милиции, какие требования предъявляются к кандидатам?

— Сотрудником милиции может стать любой гражданин Российской Федерации, который подходит по возрасту (от 18 до 35 лет), по состоянию здоровья (хотя не надо иметь очень выдающихся физических данных), и имеющий образование не ниже среднего. Конечно, предпочтение отдается кандидатам, прошедшим службу в Вооруженных Силах РФ.

Чтобы стать сотрудником патрульно-постовой службы, недостаточно одного желания. При приеме на работу оцениваются: их образовательный уровень, коммуникабельность, быстрота реакции. Наши сотрудники зачастую попадают в экстремальные ситуации, где от их умения быстро находить правильное решение порой зависит и жизнь людей, и их собственная.

— Есть мнение, что служба в милиции — это не женская работа. Есть ли представительницы прекрасного пола в ваших рядах?

— Есть. Около десяти процентов. Несут службу хорошо. Относятся к своей работе ответственно, со свойственной им практичностью. Со стороны женщин гораздо меньше нарушений дисциплины. Также как и их коллеги-мужчины, они задерживают преступников, ездят старшими автопатрулей. Да, они не обладают большим ростом и внушительной комплекцией, но благодаря своей настойчивости, решительности и дисциплинированности выполняют поставленные перед ними задачи.

Результативность работы женщины у нас во многом зависит от ее личностных качеств. Если она инициативная, настойчивая, боевая — ей эта работа по плечу. Такие женщины не обходят стороной правонарушения. Как положено сотруднику милиции — вмешиваются, разбираются и принимают меры к нарушителю. Девушкам пассивным, инертным наша служба будет тяжела.

— Как проходит становление и обучение новобранцев?

— Первоначально мы закрепляем их за опытным наставником. В течение трех-шести месяцев он их стажирует, обучая на личном примере тонкостям несения службы. Пройдя стажировку, человек направляется на полугодичное обучение в учебный центр. После окончания учебы в учебном центре и возвращения в батальон, прежде чем закрепить за ними оружие, мы их экзаменуем на знание Устава несения службы, правовых и законодательных актов, обращения и применения оружия.

— Как осуществляется воспитательная работа в батальоне, ведь от нее зависит дисциплина в целом?

— Этому вопросу уделяем большое внимание. Посещаем сотрудников по месту жительства. Ежемесячно проводим занятия, на которых доводим до их сведения новые приказы МВД и УВД, постоянно напоминаем им о том, что они должны культурно и вежливо обращаться с гражданами, в рамках закона.

Больше всего приходится уделять время ребятам, не прошедшим армейскую школу. Им тяжелее всего, так как они еще не знают, что такое воинская дисциплина.

Также стараемся поддерживать нормальную психологическую атмосферу в коллективах батальона. Здесь основная роль отводится психологу, который путем специальных методик определяет уровень конфликтности, неформальных лидеров и т.п. И на основе его анализа принимаются соответствующее решение.

— Центральные СМИ говорят о повсеместном переоснащении армии, флота и органов правопорядка. Так ли это на самом деле?

— Это так. Например, на сегодняшний день, у нас на списание находится всего три машины. По нормам, автомобили должны быть не старше пяти лет. Раньше машины были и по восемь-десять лет в эксплуатации. Их латали и они, «бедняги», кое-как ездили, больше держались на энтузиазме водителей. Сейчас ситуация кардинально меняется. Практически весь автопарк укомплектован новым транспортом. Недавно пришли еще несколько новеньких авто. На уровне министерства было проведено совещание, по результатам которого было принято решение о комплектовании патрульно-постовой службы автомобилями иностранного производства, более мощными и скоростными. Планируется и перевооружение. На смену ПМ (пистолет Макарова — прим. автора) приходят другие модели, более практичные, удобные, с большим боезапасом. Что, в некоторых случаях, может спасти жизнь как гражданину, которого сотрудник милиции призван защищать от преступников, так и самому сотруднику.

— С какими наиболее частыми правонарушениями приходится сталкиваться сотрудникам ППС?

— Не только в Архангельске, но и почти по всей стране — вал краж и грабежей мобильных телефонов. При этом зачастую, преступник не просто отбирает телефон, который он потом продаст за несколько тысяч рублей, но и наносит вред здоровью.

— Поощряете сотрудников за раскрытие преступлений?

— Обязательно: и морально, и материально. Если работу сотрудника оценивает руководство, у него появляется стимул и дальше работать на «отлично».

— Есть примеры многих западных стран, где разрешено свободное ношение оружие. Возможно, стоит применить такую практику и у нас?

— Наверное, было бы не плохо, если бы разрешили ношение оружия. Многие, конечно, говорят, что, мол, россияне перестреляют друг друга, ссылаясь на русский менталитет. Но, извините, большинство убийств происходит с помощью простого кухонного ножа, ему можно ставить «криминальный памятник». А если человек, на которого напали в темном переулке, будет иметь легальное оружие… Мне кажется, грабителей, насильников будет меньше. Сейчас у наших людей меняется мировоззрение, молодежь становится более образованной, менее агрессивной, поэтому настает время, когда возможно разрешить ношение оружия. Хотя есть опыт США, где сначала раздали оружие, а теперь пытаются собрать его обратно. У всего есть свои положительные и отрицательные стороны. Обратимся к нашему опыту. В дореволюционной России было свободное хождение оружия, но не было повальных убийств, хотя были и алкоголики, «лихие люди», ходили с пистолетами, но не стреляли направо-налево. Наверное, все-таки, не в нашем характере — пускать оружие при любом случае…

— Наверное, больная тема для всех силовых структур — жилье для сотрудников, их семей…

— Конечно, жилищные условия сотрудников милиции требуют улучшения. Я знаю, что УВД строит ведомственное жилье, есть продвижение в очереди. Семьям погибших сотрудников даются квартиры. Но нужна дополнительная помощь.

— Сколько зарабатывают сотрудники милиции, достаточно ли этого для того, чтобы нести свою службу честно и добросовестно?

— Когда человек только приходит в милицию, проходит подготовку в учебном центре, стажируется, то получает немного — около трех-пяти тысяч. По присвоению звания заработная плата доходит до 15 тысяч рублей. Также есть надбавки за выслугу лет, звание, должность. Постоянно проходят индексации. Жить и работать можно…

— Бизнесмены помогают органам правопорядка, и нужна ли такая помощь?

— Бизнес не отделим от общества! Милиция защищает всех, коммерсанты — это те же самые граждане. У кого есть в душе патриотизм, кто заинтересован в повышении общественной безопасности — тот делает пожертвования.

— Может, есть необходимость в организации попечительского совета, который бы на постоянной основе помогал органам правопорядка?

— Может и есть смысл. Раньше подобные опыты были, но не все, что собиралось доходило до милиции… Подобные структуры должны быть под постоянным контролем. Мы будем благодарны любой помощи со стороны бизнес-сообщества. Но, скорее всего, не столько коммерческие структуры должны помогать милиции, сколько государство уделять больше внимания органам правопорядка — поддерживать их финансово и создавать условия для успешной службы.

— Что, на ваш взгляд, является залогом успеха руководителя?

— Ежедневная работа с людьми. Их обучение, воспитание, контроль их деятельности, ну, и конечно, поощрение за успехи по службе, решение их насущных проблем — это основные составляющие, позволяющие добиваться хороших показателей в служебной деятельности.