Увеличивать налоги не имеет смысла

Любовь Анисимова — депутат Областного собранияФинансовый кризис шагает по планете. Авиакомпании задерживают рейсы из-за дороговизны керосина. Украина сокращает государственные расходы. Российское правительство кредитует банки. Эксперты предрекают рост безработицы в некоторых секторах отечественной экономики.

Почему это происходит? Что будет дальше? К чему готовиться бизнесменам и бюджетникам? Об этом мы спросили у кандидата экономических наук, депутата Областного собрания, заместителя председателя комитета по инвестициям, собственности и предпринимательству — Анисимовой Любови Викторовны.

— Любовь Викторовна, как вы оцениваете сегодняшнюю экономическую ситуацию в мире, России, Архангельской области?

— Вы знаете, у меня несколько двойственное отношение. С одной стороны, мы видели, как развивался этот международный финансовый кризис, это было связано с ипотечной системой Соединенных Штатов Америки, было и много других дополнительных факторов, которые создали условия для кризиса. А также с игрой на биржах, финансовых рынках. В таких ситуациях кроме объективных причин, обычно, много спекулятивных факторов, в совокупности они могут дать очень негативные последствия. Связано это и с тем, что на мировом рынке доминирует одна валюта, с тем, что мировая экономика очень интегрирована, финансовые ресурсы постоянно и свободно передвигаются по планете. Многие наши национальные корпорации вкладывали средства в иностранные активы. В результате, как сейчас стало понятно — многие наши богатые люди потеряли очень серьезные деньги… Поэтому, когда говорят: «А вот как в Архангельской области..?» — то мне не хотелось бы своими комментариями добавлять еще какого-нибудь субъективизма, что могло бы сработать на спекулятивный фактор.

— Но тем не менее.

— Можно посмотреть на наш бюджет, его значительная доходная часть, по механизму своего наполнения, как принято у нас говорить, формируется за счет «нефтедолларов». Сегодня происходят колебания, снизились цены на нефть. Есть определенные сценарные прогнозные условия, которые Минэкономразвития рассылает по всем регионам — для расчета доходной части бюджетов. Эти сценарные условия, я полагаю, были рассчитаны с учетом более высоких цен на нефть, не самые высокие, усредненные, тем не менее, определенный разрыв есть. Но я согласна с нашим министром финансов, Кудриным, когда он говорит, что средние колебания, которые сейчас есть на рынке, и рост экономики в предыдущем периоде — перекрывают падение цен на сырьевом рынке.

Что касается непосредственно нашей области, то стали все чаще звучать голоса из некоторых отраслей нашей экономики, в первую очередь — лесопромышленного комплекса, о том, что есть первые сигналы кризиса — снижаются объемы производства, сокращается число работающих и эта ситуация может усугубиться. У всех свои объяснения — одни работали на кредитных ресурсах, к которым сегодня нет доступа, другие говорят о сложности сбыта своей продукции на рынках — на которые они ориентированы. Надо сказать, что такая ситуация у многих предприятий была и до этого. Поэтому, трудно говорить — как сильно мировой кризис повлиял на них, однако, можно говорить, что если ситуация была не лучшей, то сейчас она вряд ли улучшится. В результате — это означает, что будет снижение такого показателя как прибыль, и, возможно, будет снижение налога на прибыль.

Мы, как уже говорилось, знаем, что кризис начинался как ипотечный. Но, под него сразу попали не только банки, ипотечные структуры, но и строительный комплекс. В Москве, многие крупные строительные компании заговорили о кризисе, который, почти одновременно с США, обрушился на столицу. Если говорить об Архангельске, то у нас не было такого строительного бума, как в Москве. Поэтому мы, возможно, не заметим резкого сокращения строительства. Вместе с тем, в областном бюджете на 2009 год не заложено увеличения финансовых средств на строительство. Бюджет, который будет приниматься на следующий год — социально-ориентированный, направленный на увеличение фонда оплаты труда, выполнение социальных обязательств. Инвестиционная составляющая есть, но роста по ней не предполагается.

Те беспрецедентные шаги, которые приняты на федеральном уровне по выделению кредитных ресурсов для стабилизации нашей кредитной системы, финансовой системы — они не должны дать возможности развиться серьезному финансовому кризису в стране.

— В последнее время многие коммерческие банки стали отказывать в кредитах, задерживать денежные переводы…

— Я считаю, что во многих банках, в которых это происходит — это предмет разбирательства Центрального банка, который обязан осуществлять контроль их деятельности. Отечественные банки не так уж и много используют зарубежные кредитные ресурсы, чтобы это так сказывалось на них. Можно было бы понять, если бы возникла ажиотажная ситуация — когда все начали бы снимать деньги со своих счетов или переводить их в другие банки. Но такого сейчас не происходит, нет ситуации 98-го года — когда все бежали в банки обналичивать счета.

— Что должна сделать областная власть для предупреждения развития ситуации…

— Мы должны очень серьезно оценить возможные риски для экономики области от наступающего кризиса, быстро, с привлечением квалифицированных специалистов, отраслевиков сформулировать если не антикризисную программу, то серьезную систему антикризисных мер на случай если ситуация будет развиваться в депрессивном варианте. Надо просчитать варианты. Если в целом по России в последние годы отмечались значительные экономические успехи, хороший рост валового продукта, улучшение других экономических показателей. То Архангельская область, в предыдущие несколько лет, выдающимся экономическим ростом не выделялась. И, как мы понимаем, такой «подушки прочности» или запаса прочности, как у других регионов у нас не сформировано.

— Некоторые СМИ сообщают о поднятии налогов в ближайшие несколько лет. Планы архангельской власти в связи с этим?

— Во-первых, налоговая политика, как и бюджетная, финансовая, кредитная — прерогатива федерального центра. Пока на федеральном уровне не видно серьезных оснований для того, чтобы мы опасались изменений налогового законодательства в сторону увеличения налогов, как таковых. За последние годы то, что предпринималось, было направлено на снижение налогового бремени. Был пересмотр различных налогов и ставок, какие-то повышались, какие-то снижались. Но, вообще, мы не являемся страной с высоким налоговым бременем на «производителя». Если говорить о регионах, нашей области, то законодатель дал нам возможность по некоторым налогам менять ставки. Но как дотационная территория — мы не могли предоставлять налоговых льгот самостоятельно, потому что при этом нам сразу бы снижалась федеральная помощь. Увеличивать налоги сейчас не следует, даже рассматривать это не имеет смысла. Мы должны искать другие источники пополнения нашего бюджета.

— Вы часто бываете на встречах с предпринимателями, какие вопросы и проблемы чаще всего волнуют бизнес-сообщество?

— Есть группы вопросов, волнующие всех. Но они довольно часто меняются. Более того — они меняются еще и по территориям. В Архангельске, Северодвинске, Новодвинске в последнее время всех будоражила ситуация с возможностями преимущественного выкупа добросовестными арендаторами помещений находящихся в государственной и муниципальной собственности (будет ли принят закон, какие условия, что будет оговариваться). Очень серьезные вопросы задаются по 108-му федеральному закону, который предусмотрел внесение изменений в ряд законодательных актов, в том числе предусмотрел передачу помещений в аренду исключительно на условиях аукциона и установления рыночных цен. Когда я была на встрече с предпринимателями в одном из отдаленных районов области, то там всех интересовали, прежде всего, вопросы налогов, ставки, которые сейчас устанавливают органы местного самоуправления. Предпринимателей, представляющих производственный сектор, очень волнует проблема доступа к кредитным ресурсам. Они нуждаются в приобретении основных средств, модернизации оборудования, но они не обладают значительными залоговыми возможностями, для того чтобы получить заемные средства в банке и воспользоваться хорошими формами государственной поддержки, такими как субсидирование процентной ставки. Поэтому, законопроект о «залоговом фонде» — правильный шаг, который может серьезно поддержать малый бизнес.

— Какие основные проблемы мешают развитию малого бизнеса в Архангельской области?

— Проблем очень много. Первое — «имущественно-финансовые». Затем — прозрачность процедур, стабильность на определенный период норм и «правил игры» — арендные отношения, налоговая база. Если будет обеспечена равнодоступность всех субъектов на вполне понятных условиях к различным объектам, ресурсам, то тогда будет и доверие к власти. А доверие к власти — это серьезный фактор развития. Модная тема — административные барьеры, но я считаю, что на федеральном уровне уже приняты значительные меры по их снижению, насколько это возможно, иногда даже с некоторыми перегибами. Потому что когда снимаются вопросы, например, по сертификации пассажирских перевозок, по производству пищевой продукции — то тут встает вопрос: как сохранить и улучшать качество предоставляемых услуг, если не за счет предварительного контроля, административной системы? Пока все задумались, наверное, мы еще вернемся к этому вопросу.

— На недавней конференции региональной общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» была обозначена «кадровая» проблема — предприниматели ощущают нехватку рабочих рук…

— Кадры — это проблема не только малого бизнеса. В последние несколько лет у нас усилилась востребованность к инженерно-техническим специалистам — это один из признаков того, что идет экономический рост. Очень часто говорят о том, что наши профессионально-технические училища готовят не тех специалистов, в которых нуждается бизнес. Но есть и позитивные моменты — в нашей области сформирован госзаказ для подготовки специалистов. Есть и еще одна серьезная проблема — развита ли сфера услуг на территории нашей области? Даже, если посмотрим на наши города — достаточно ли? Открываем рекламные газеты, листаем, читаем объявления: предоставлю, предлагаю… А все ли эти люди сегодня зарегистрированы, платят налоги? То есть, позволяют ли условия, стимулируют ли их к регистрации и работе в прозрачном режиме, к выходу из тени? Еще одна проблема, которая часто звучит и поднимается на встречах с предпринимателями — о создании общественных объединений. Кто-то предлагает создавать их по отраслевому признаку. И это правильно. Такие организации должны быть и они должны объединять как можно большее количество предприятий, что бы при обсуждении важных вопросов учитывалось мнение максимального количества предпринимателей. Для эффективного диалога власти и бизнеса необходимо чтобы в общении участвовало все предпринимательское сообщество через своих представителей, пока что такого единения нет.


Анисимова Любовь Викторовна

родилась в селе Манжерок Алтайского края; окончила Кишиневский государственный университет имени В.И.Ленина по специальности финансы и кредит, кандидат экономических наук. В 1992 г. переехала в Архангельск; работала в Поморском государственном университете: проректором по экономическим вопросам, деканом юридического факультета, директором института управления;
1995—1996 — проректор по научной работе, первый проректор Северной академии предпринимательства;
1996—2002 — заместитель директора, директор экспертно-аналитического координационного Совета при главе администрации области; была первым начальником отдела науки администрации области.
С 2003 г. — заместитель руководителя Контрольно-ревизионного управления Минфина России в Архангельской области.
В декабре 2004 г. избрана депутатом Архангельского областного Собрания депутатов, член фракции «Единая Россия».