«Хинди-Руси, пхай-пхай…»

Архангельские индусыАрхангельские индусы и философия

Мое знакомство с индусами произошло в сентябре этого года, когда я пришел преподавать философию на английском языке для студентов отделения «English medium» Международного факультета врача общей практики Северного государственного медицинского университета. Потребовалось несколько недель, чтобы познакомиться с каждым студентом, так как наивно было надеяться, что все гости из Индии придут на учебу 1 сентября.

Некоторые студенты не появились и через две недели, так как возникли трудности с приобретением билетов на самолет. Конечно, я должен был начать и начал со знакомства с ребятами. Все они разного возраста и социального положения, из разных уголков и провинций Индии, большинство из них в глаза не видели Индийский океан и его морских обитателей, некоторые всю жизнь прожили в горных районах на границе с Тибетом. И, конечно, у всех были разные причины, чтобы пойти изучать медицину. Кто-то принял решение стать врачом по собственной инициативе, за кого-то решили родители, а часть студентов, говорящих на хинди, считают эту профессию престижной.

Впрочем, пусть они сами расскажут о себе, своей жизни в Архангельске и планах на будущее.

Меня зовут Умер Хан, я родился 17 сентября 1987 г. Мой отец менеджер в банке, а мать читает лекции по зоологии. Моя сестра — врач. Я учусь на врача, потому что так хотели мои родители. А сам я хотел стать менеджером. Но теперь я не жалею, что учусь в СГМУ. В Индии очень жарко, там где-то +40…+45, мне не нравится такая температура. Мне нравится климат в России, снег и здесь мне очень хорошо. Когда я получу диплом, я буду специализироваться на кардиологии и желаю стать успешным и знаменитым на весь мир хирургом. Я сделаю так, потому что этого хотят мои родители, а я их просто обожаю».

«Меня зовут Минал Читре. Я родилась в Индии. Мне 19 лет. Мой отец — архитектор, а мама — домохозяйка. Моя сестра работает бухгалтером. Я хочу стать врачом, вернуться в Индию и лечить людей, которые не в состоянии за это заплатить. По-моему, в России можно получить очень хорошее медицинское образование. Я люблю играть в настольный теннис, и в Архангельске не забываю о своем увлечении. Мой любимый предмет — анатомия, также мне нравится философия».

«Меня зовут Гаутам Кумар. Мне 24 года. Мой отец врач. Я тоже хочу стать врачом, пытался учиться в Индии, но ничего хорошего из этого не вышло, поэтому я приехал в Россию. Отец не хотел меня отправлять учиться в Россию, так как считает, что здесь я не смогу получить достойное образование, но я считаю, что уровень образования в России вполне соответствует мировым стандартам, а подрывают престиж российского диплома бездельники из Индии, которые приехали сюда поразвлечься».

«Я — Кришна Шаван, родился в августе 1987 г. У меня есть два старших брата. Один из них работает в школе, а другой — врач. Мой отец служит в полицейском управлении. Мать — домохозяйка. Я с детства мечтал стать врачом. И мои родители тоже об этом мечтали. Но когда я вырос, я увлекся автомобилями и захотел выучиться на дизайнера автомобилей. Но, к сожалению, для этого нужно хорошо знать математику и физику, а я эти предметы не очень уважаю. Об СГМУ я узнал из газеты и решил туда поступить».

«Меня зовут мисс Сонам Мондкар. Мне 19 лет. Моя семья состоит из 5 человек: мой отец, он работает стенографистом в городском суде Бомбея; моя мать, она медсестра в больнице Раджавади, в Чаткопаре; моя сестра — студентка 1 курса архитектурного университета, моя умственно отсталая тетушка и я. Я с детства мечтала стать космонавтом. Но когда я поняла с возрастом, что человек своим присутствием загрязняет космос, я решила стать врачом. Мне очень сильно помогла мама и отец моего приятеля, который рассказал мне о медицинских вузах в России, и особенно о СГМУ. Он очень много рассказал мне об Архангельске, о здешнем климате, людях, традициях. Мне нравится, что в вашем городу я могу самореализоваться не только на медицинском поприще: я занимаюсь танцами и совершенствую знания в русском языке. Здесь я нашла себе много новых друзей. Я наверно скучала бы по моей индийской семье, если бы не поддержка со стороны моих русских друзей, которые помогают мне почувствовать себя членом их семей».

Надо сказать, что преподавание любого предмета, тем более философии, являющейся базовой отраслью знания, «матерью» всех наук, само по себе дело не из легких. А уж когда речь заходит о том, чтобы подыскивать аналогии сложным определениям или делать сравнения, когда описываешь, что-то, возможно, реально в природе и не существующее, или приводить примеры таких явлений, существование которых и вовсе бездоказательно, то здесь просто можно схватиться за голову. Дело не только в том, что не все индусы сносно владеют разговорным английским, а произношение отдельных студентов оставляет желать лучшего. Существует огромная разница в миропонимании азиата и европейца, индуса и русского. Иногда приходится искать какой-то метаязык, нечто среднее между русским, английским и хинди, вот тогда это высший пилотаж — объяснить то, что фактически нереально рассказать ни на русском, ни на английском, ни тем более на хинди (учитывая, что философия зародилась в рамках европейской традиции). К тому же, миропонимание индуса целиком строится на религиозном знании, фактически подменяющем собой мировоззрение, это добавляет трудностей в общении.

Однако, несмотря на все трудности, которые мне пришлось преодолеть, я нисколько не жалею, что познакомился с этими милыми, добрыми и отзывчивыми людьми. Когда я вхожу в аудиторию и слышу знакомое: «Good afternoon, sir» (Добрый день, сэр! (англ.) — традиционное обращение ко взрослому мужчине в Индии), вижу смуглые, улыбающиеся лица индийских студентов, то так и хочется крикнуть звонким мальчишеским голосом Вольки Костылькова: «Хинди-Руси, пхай-пхай!».

Виктор Татаринцев
преподаватель кафедры гуманитарных наук СГМУ,
аспирант кафедры культурологии
и религиоведения ПГУ