Альтернатива для безработных?

Елена Барковская — мастер по батикуКак гласит кризисный фольклор «кто рано встает, тот не сокращен». К сожалению, не всех ранних пташек эта участь минует. Многие попадают под волну сокращений. В этом случае одной из альтернатив в процессе поиска нового места службы может стать работа на дому по временным контрактам, т.е. занятие фрилансом. Это явление получило широкое распространение в конце 90-х в США, где люди устав от офисов стали заниматься продажей результатов своего труда через интернет, сидя у себя дома. Фрилансеры стали появляться и в России. По данным недавно проведенной специалистами Высшей школой экономики (ВШЭ) совместно с биржей Free-lance.ru «Первой всероссийской переписи фрилансеров» в нашей стране их насчитывается до полумиллиона человек. Для некоторых это дополнительный источник дохода, а для кого-то единственный.

В большинстве случаев такой способ заработка выбирают программисты, графические дизайнеры. Пошли в эту сферу переводчики, журналисты, а также мастера hand-made. В наше время, когда все окружающее нас в быту вещи произведены на конвейере, индивидуальные, уникальные изделия, сделанные своими руками, приобрели особую ценность. За вещи, сделанные своими руками также готовы платить не малые деньги. Поэтому мы решили побеседовать о пользе hand-made и фрилансе с архангельским мастером по батику Еленой Барковской.

— Елена, как давно вы стали заниматься hand-made, как этому научились?

— Я занимаюсь этим уже лет семь. Специализируюсь на батике, т.е. росписи по шелку. При помощи этой техники можно изготавливать всевозможные утилитарные вещи: шарфы, платки, галстуки, открытки и другое. Ранее я окончила художественную школу, еще в педагогическом университете получила дополнительную специализацию по ИЗО. А о батике узнала через интернет. Там можно найти информацию о различных техниках и получить консультацию у практикующих специалистов.

Роспись по шелку— Ваши работы можно приобрести через интернет. Откуда, как правило, идут заказы? Где hand-made пользуется большим спросом?

— Заказы в основном идут из Москвы. Есть клиенты с Украины, Прибалтики. Реже из Петербурга, так как там развита местная индустрия hand-made, много своих мастеров. А так, конечно, изделия ручной работы пользуется большим спросом у москвичей. При этом видно, что они разбираются в этом. В общении со мной они используют профессиональные термины, уже в заказах отмечают различные детали, нюансы.

— А как насчет архангелогородцев?

— К сожалению, в Архангельске работы hand-made так не ценятся как, например, в Москве. Многих удивляет, что уникальная вещь может стоить достаточно дорого. Возможно, со временем ситуация изменится.

— Кризис в экономике как-нибудь сказался на интересе людей к hand-made? Клиентов не стало меньше?

— Нет, по крайней мере, я этого не почувствовала. Меньше интересоваться, точно не стали. Заказы продолжают поступать. Причем каких-то специальных скидок я не делаю.

— В связи с маячащей перед многими угрозой сокращения вопрос: hand-made может стать альтернативным источником заработка?

— Да, пожалуй, это реальная альтернатива. Только в этом случае недостаточно профессионально владеть какой-нибудь техникой. Тут необходимо еще умение преподнести свои творения в лучшем свете, а это не так просто. Требуется хорошее портфолио. В случае успеха hand-made может приносить постоянный доход. По крайней мере, когда я сидела дома по уходу за ребенком, мое хобби в финансовом плане меня существенно поддержало.

От себя добавим, что занятие фрилансом имеет также недостатки — нестабильность доходов и высокие риски обмана заказчиком. Кроме того, образ жизни «вольного художника» подходит далеко не для всех. Необходимо обладать определенными навыками и быть способным к самоорганизации. Но для кого-то из потерявших работу это, возможно, единственный шанс.