Сергей Лукьяненко: больше чем фантастика

Сергей Лукьяненко — писатель-фантастПервое лицо русской фантастики — в Северодвинске

14 апреля в Архангельскую область прибыл писатель-фантаст, автор бестселлеров (больше всего известен роман «Ночной дозор»), врач по образованию и финансово далеко не бедный человек — Сергей Лукьяненко. К 41-му году своей жизни он добился очень многого, уроженец Каратау (Казахская ССР) — лауреат множества премий, фильмы по его произведениям собрали в прокате десятки миллионов долларов…

В центральной библиотеке Северодвинска он встретился и ответил на вопросы журналистов:

— Ваши впечатления от экскурсии на подводную лодку? (Сергей Васильевич побывал на АПЛ «Северсталь» — ремонтирующемся в Северодвинске — прим. ред.)

— Впечатления потрясающие. Гордость за то, что у нас создавались такие корабли и дай бог, чтобы они строились дальше. У нашей великой страны должен быть великий флот.

— Может что-то войдет в ваши будущие книги?

— Непременно. Обстановка такого подводного крейсера — почти обстановка космического корабля. Сразу ощущаешь могущественную технику, созданную руками человека. Ощущения, может быть, будут использованы напрямую, может в качестве аналогий с космическими кораблями.

— Поэт в России больше чем поэт. А фантаст в России…

— Больше чем фантаст!

— Чем отличаются фантасты российские от зарубежных?

— Наверное, мало, чем отличаются. Профессия накладывает свои общие требования. Единственное, у нас в стране сложилось так, что к писателю относятся больше чем к просто писателю. Иногда задаются вопросы на тему «Как нам обустроить дороги, победить пьянство?» И считается, что писатели обладают какой-то тайной мудростью, которая позволит ему найти ответы. Я глубоко не уверен, что это так на самом деле и есть. Но мы, пользуясь случаем, высказываемся на любые темы…

— Вы известны как популярный блогер. Какое событие вне фантастики вас заинтересовало сейчас больше всего, о чем вы напишете в ближайшее время в своем интернет-дневнике?

— Расскажу про посещение корабля, встречи, то, что удалось увидеть и почувствовать. Так складывается, что в этой сфере (интернет-дневники в рунете — прим. ред.) очень сильно превалирует московская и питерская прослойка. В то время как у нас большая страна. И большинство населения живет не в Москве и не в Питере и об этом важно не забывать — что наша страна состоит не из двух-трех городов.

— Труд писателя-фантаста в принципе может быть рутинным?

— Он может быть в какой-то мере рутинным. Дело в том, что, как правило (у меня так получается), всегда начинаешь писать на вдохновении, потом в какой-то момент — когда-то раньше, когда-то позже, ощущаешь, что сюжет для тебя внутренне рассказан. Становится немножко лениво его досказывать в виде текста — мысль опережает пальцы, которые бегают по клавиатуре. Тут писатель должен проявлять определенную долю ремесленничества в том плане, что заставлять себя работать и тогда, когда интерес не так горяч. Стимулы могут быть разными: написать книгу и заработать деньги, можно работать для того, чтобы дорассказать историю читателям. Все равно, когда ты раз в полгода или год — пишешь книгу, всегда наступает момент, когда будет исчерпан активный творческий запал и надо терпеливо работать.

— Работа и отдых для вас — существуют вместе или порознь?

— В принципе, отдыхом может быть и работа. Допустим, вернувшись с отдыха, хочется поработать. После того как долго побудешь на пляже — с удовольствием садишься к компьютеру. Для меня отдых — это, конечно, какие-то поездки, впечатления, общение с людьми, интересная компьютерная игра, хорошая книга.

— Вы играли в компьютерную игру «Сталкер», созданную по мотивам романа братьев Стругацких?

— Вы знаете, как-то у меня с ней не пошло — я ее честно купил, как только она вышла, поставил на компьютер, начал играть, потом меня что-то отвлекло, и я внезапно понял, что не хочу к ней возвращаться.

— С какой скоростью вы печатаете?

— Не замерял. Но, нормальная для меня скорость — когда я день не бездельничал, а написал 10 тысяч знаков. 20 тысяч — это уже ударная работа. Бывало несколько раз, что писал больше — но на следующий день ходишь как выжатый лимон, появляется не физическая, а умственная усталость.

— Ситуация с «дозорами» — будут новые книги и фильмы?

— Как обстоит ситуация с кино — я не знаю, права были проданы на паритетных правах американцам. Третий фильм должен быть совместным. А как водится, американцы очень часто что-то покупают, чтобы это больше не делалось. Что касается книжки, то пятая книга видимо будет, она будет последней, потому что мне хочется эту тему завершить навсегда.

— Сроки?

— Надеюсь, что закончу в этом году, хотя — не факт. Название — не знаю, но точно там будет слово «дозор».

— Нет ли ревнивого отношения к экранизации книг? Это же ваш мир…

— Я довольно быстро понял, что это не будет похоже на то, что я делаю… Как правило, режиссер, оттолкнувшись от книги, старается создать что-то свое. Режиссер — то же творец, ему хочется что-то переписать. Режиссер тут вправе что-то менять, он — командир, как на корабле — один капитан. Я для себя сразу решил, что не буду вмешиваться, скандалить. Хотя какие-то моменты я отстаивал, спорил, добивался своего.

— Пресловутый кризис. Как он отразится в области литературы?

— Посмотрим. Опыт 98-го года, когда тоже был кризис, хотя, не такой масштабный, но достаточно шоковый, показывает, что принципиально ничего не меняется. Писатели меньше зарабатывают денег, но пишут все равно так же, как умеют. Да и издатели печатают то, что может принести прибыль и других критериев не может быть. То есть, я не думаю, что изменится что-то кардинально. Может меньше станут издавать откровенно мусорную и проходную фантастику. Но, есть риск, что вместе со слабыми произведениями отсекутся и нестандартные новые произведения.

— В чем для вас разница между Москвой, Петербургом и другой Россией?

— Москва и Петербург — это более богатые, более гламурные (в плохом смысле этого слова) города, в них изрядное количество людей, которые имеют стиль жизни в довольно пустом времяпрепровождении… Это не то, что я считаю правильным для человека. Москва и Санкт-Петербург более испорченные, там прослойка нуворишей наросла раньше и быстрее всего. В то же время, это города, где очень активно бурлит жизнь, куда съезжаются самые активные люди из провинции. В центре жизнь более динамичная, быстрая и более испорченная.

— Женщины в вашей жизни — …

— Одна меня родила, а другая родила мне сыновей… Чем бы человек не занимался — он должен иметь опору, крепкий тыл, семью, которая его поддержит…

— Если пофантазировать, какой будет русская литература лет через 20–30?

— Главное, чтобы она продолжала писаться по-русски, а не по-китайски... Трудно сказать какая она будет, потому что это будет зависеть от того, какой будет Россия — где мы будем жить, как жить, как ощущать себя в окружающем мире. Литература, она только отражает жизнь.

Все эти, в огромном количестве, описания жизни Рублевки, небожителей, детективы, которые пишутся левой ногой за три недели литературным рабом, или фантастика, которая пишется человеком, который никогда ничего не читал кроме фантастики — это все во многом определяет лицо нашей сегодняшней литературы. Это очень печально. Массовая литература у нас не на очень высоком уровне…


Так уж получается, что поморская земля не избалована визитами первых лиц государства. А если те и приезжают, то для того, чтобы посмотреть на запуск ракет с космодрома Плесецк или проконтролировать выполнение заказов на оборонных предприятиях Северодвинска. Как же получилось заманить в нашу область такую знаковую личность для отечественной литературы, как Сергей Лукьяненко?

Приезд на поморскую землю кумира миллионов организовали создатели проекта «Фэн-урбания: альянс молодежи и фантастики». Проект реализуется в Северодвинске. Автор — Нина Горних.

— Финансовую помощь в организации приезда нам оказала компания «ТELE 2 Архангельск» — рассказывает Нина Калиновна. — Так же, генеральный спонсор предоставил призы и подарки для читателей, принявших участие во встрече с писателем. Мы предложили читателям принять участие в SMS — голосовании — ответить на вопросы Сергея Васильевича, а также поучаствовать в конкурсе на самый интересный вопрос к писателю. Победители получили книги с подписями автора и другие памятные сувениры.