Архангельск — город или слобода?

Вадим Трескин — директором Поморского центра социально-политических исследований «СТИГА»Выборы в Архангельске больше, чем просто выборы, больше чем волеизъявление граждан. Выборы — это составная часть жизни города, причем многим надоевшая. То в Госдуму, то в Облсобрание, ближайшей осенью — в Горсовет. Ладно бы просто провели выборы, избрали бы кого-нибудь — кому больше доверится избиратель. Так нет, теперь перед властями города дилемма — как выбирать? Целых три варианта, три системы: пропорциональная — по партийным спискам (как выборы в Госдуму), одномандатная — почти как раньше (только поделить город на 30 округов и от каждого выбирать по одному депутату) и смешанная (как в Облсобрание — частично по партийным спискам, частично — по одномандатным округам). Мнения встречаются разные. На эту и другие темы мы побеседовали с человеком, который знает мнения тысяч людей — профессиональным социологом и политологом, директором Поморского центра социально-политических исследований «СТИГА» — Вадимом Трескиным.

— Вадим Геннадьевич, ваше личное мнение — по какой системе должны проходить выборы депутатов городского Совета Архангельска?

— Для того чтобы представлять интересы горожан система должна быть одномандатной, с представлением оптимального количества жителей. Особых расчетов нет, но, примерно: один депутат на 10000 избирателей. Если объективно смотреть на жизнь, то на уровне муниципалитета нет политики, политика появляется тогда, когда депутат будет обосновывать, почему он предлагает решить тем или иным способом имеющуюся проблему. Проблемы на уровне города — непартийные.

— Недавно в СМИ было распространено заявление Н. Мякшина (председателя Союза общественных объединений инвалидов области) с призывом выбрать пропорциональную систему выборов в Горсовет Архангельска — это подготовка общественного мнения к принятию этого решения или что-то еще?

— Я думаю, это просто одна из точек зрения и не вижу в этом особого политического заказа. Сейчас идет теоретическое обоснование новой системы и борьба аргументов.

— В интернете были опубликованы результаты опроса экспертов — им был задан 31 вопрос, в том числе о системе выборов. Большинство выбрало одномандатную — эти результаты учитываются при принятии решения?

— Экспертный опрос — это достаточно специфический метод изучения мнений. Такие опросы показывают настроения внутри истеблишмента. Основное, что они отражают — это готовность принять то или иное решение. В данном случае — одномандатную систему. Хотя это расходится с общефедеральными рекомендациями: везде, где возможно — переходить на партийную систему. Наша ситуация такова, что консолидированная позиция городских элит демонстрирует волю к одномандатному представительству в Горсовете.

— На 13 мая назначены общественные слушания по этому вопросу — как вы оцениваете актуальность и значимость такого мероприятия?

— Одна из основных проблем общественных слушаний в том, что их решения не обязательны для исполнения, то есть это поле для выслушивания точек зрения.

— Кто, по-вашему, из действующих депутатов имеет шансы переизбраться в новый состав Горсовета?

— Хорошие шансы переизбраться у тех депутатов, кто работал в своих округах, демонстрировал не свою виртуальность, а свою мультимедийность. Кто смог сделать полезные дела для жителей округа. Существующий прогноз связан с невысокой явкой избирателей, есть традиция, на выборах в Горсовет — 20–25 процентов. Ходят на выборы те, кто привык это делать, у кого есть свободное время, те, кто имеют возможность наблюдать за изменениями, те, кто привык и не боится обращаться к депутатам.

— Есть такое мнение, что победит тот, кто больше заплатит. Подкуп избирателей может сыграть главную роль в выборах?

— Нужно понимать, что в отличие от последних выборов в Областное собрание, где количество участников не столь велико, существует некая опосредованность в местных интересах. Выборы в городской Совет — это небольшое количество участков в одном округе, их способен за 30 минут обойти и проконтролировать сам кандидат. Штаб любого кандидата способен выдвинуть своих наблюдателей и представителей в контролирующие органы. Поэтому данные выборы будут одними из наиболее демократичных с точки зрения соблюдения процедуры. Заинтересованных участников будет много, и они будут отслеживать каждый шаг. Нужно будет обладать шапками-невидимками, чтобы скрыть какие-то нечистоплотные шаги. Все очень контролируемо, а наблюдатели заинтересованы в результатах. Сами кандидаты могут следить за ходом голосования. Все и все на виду.

— Первое мая — праздник весны и труда. По советской традиции, предприятия и органы власти получили разнарядку на то, сколько людей вывести на улицу — ваше отношение?

— Запрос на некую социализированность уже витает в воздухе. Другой вопрос — в формате. Могу сказать, что за последние годы люди стали чаще бывать в общественных местах. Не нормальна та ситуация, когда в дни общегосударственных праздников и солидарности люди проводят время на дачах, личных огородах, сидят дома. Либо, надо отменять праздники, либо признать, что общество не способно отмобилизоваться, сформулировать какие-либо общие пожелания. Это государственный вопрос. Я был на праздновании 1 мая в Чикаго (в 2006 году) — где впервые появился этот праздник. На улицы вышел почти миллион человек, но что интересно — это были мигранты. В течение века сменился состав участников, теперь это не рабочие, а мигранты.

— Еще одно весеннее явление — субботники. Людей целыми трудовыми коллективами отрывают от работы и дают в руки грабли, мусорные мешки…

— Желание находиться в стороне от таких вещей — ненормальное. Ни кто же не выгоняет каждую неделю. Весна — это время, когда надо прибирать город. Если люди в принципе не участвуют в уборке города, то не приходится ожидать, что город будет содержаться в чистоте. Весь вопрос в том, как все организовать, как сделать так, чтобы люди захотели принять участие в уборке улиц. Социальный запрос на субботники и общие праздники есть. Такие мероприятия — это один из вариантов сверить камертон. Таких способов не много. Один из них — выборы, но должен быть и другой навык тесного общения. Иначе, город — не город, а слобода при заводах.

— А как же принцип, на котором основано все местное самоуправление — инициатива «снизу», то есть жители должны сами определять необходимость тех или иных работ, действий. А получается, что избранное и назначенное руководство — пытается «насадить сверху» разные общественные мероприятия.

— Я соглашусь с одним своим коллегой, который сказал, что города у нас можно пересчитать по пальцам. Большинство населенных пунктов — это своеобразные «слободы» вблизи рабочего места. Само по себе местное самоуправление возможно тогда, когда жители сами выбрали город, в котором живут, и, исходя из своих интересов — управляют им. А пока наши органы городского управления обречены на применение методов принуждения, не умея задействовать методы убеждения…