Вышли в тираж?

О ситуации с рынком печатных СМИ

На медиарынке Архангельской области в последние месяцы происходят эпохальные изменения. Разделили на части монополиста в сфере теле- и радиорекламы — «Видео Интернешнел». Неспокойно было на Новодвинском и Северодвинском ТВ. Мэрия областного центра выходит из состава учредителей «АТК-Медиа». Некоторые газеты закрылись, большинство сокращают тиражи и уменьшают печатную площадь. Три доселе независимых друг от друга издания с государственным участием объединили в холдинг. Одну из областных многотиражек (по очень правдоподобным слухам) выкупили люди с «якутскими настроениями». В общем, кризис плюс политика — гремучая смесь. Но, мы сейчас не о политике.

ОАО «Северодвинская типография» является одним из крупных полиграфических предприятий нашей области. Современная производственно-техническая база позволяет оказывать заказчикам самый широкий спектр полиграфических услуг: газеты, книги, журналы, этикетка, упаковка, календарная продукция. Годовой объем продаж — 140 млн. рублей. В городе корабелов печатается более 60 наименований газет для заказчиков из Архангельска, Северодвинска, Новодвинска, Мирного месячным тиражом 12 млн. экземпляров. Немного прояснить ситуацию с рынком печатных СМИ (с точки зрения наблюдателя и участника процесса) мы попросили генерального директора «Северодвинской типографии» — Елену Буянову:

— Елена Владимировна, некоторые архангельские газеты с последнего времени печатаются за пределами региона — на типографиях Вологодской области. С чем это связано?

— С начала 2009 г. рекламные издания стали испытывать трудности с размещением на своих страницах рекламных модулей. Многие производители, торговые организации в связи с экономическим кризисом стали экономить на размещении своей рекламы в средствах массовой информации.

Поэтому некоторые издатели начали поиск типографий, где бы они могли печатать свои газеты по более низким ценам. Трудно сказать, почему цены в типографиях Вологды ниже, чем в Архангельске и Северодвинске, хотя причинами могут быть разный уровень заработной платы на предприятиях, стоимость электроэнергии, применение НДС, ценовой демпинг наших соседей.

С другой стороны, доставка многотысячного тиража из Вологодской области — это дополнительные затраты, а самое главное — время, а ведь всегда считалось, что одним из важных условий выхода газеты является оперативность. И самое неприятное в данной ситуации, когда некоторые издатели после многолетнего сотрудничества, нарушая условия договора и оставляя многотысячные долги, трусливо убегают в другие типографии. Среди них: рекламные издания «Опт и розница», «Вечерок» (Издатель Артизанов П.Я.) и «Медиа ТГ» (издатель Овсянникова Т.Г.).

— В связи с кризисом большинство газет сокращают свои тиражи. А некоторые издания заявляют о своих тиражах в десятки тысяч экземпляров. Хотя, на практике — газету днем с огнем не сыщешь. Нет ли тут некоего обмана рекламодателя и читателей? Как это можно проконтролировать?

— В своей деятельности ОАО «Северодвинская типография» строго руководствуется требованиями Закона «О средствах массовой информации» в части соответствия выходных сведений фактическому тиражу издания, хотя попытки искажения тиража у некоторых издателей периодически присутствовали, и сейчас, когда некоторые рекламные издания печатаются за переделами области, проверить это, соответственно, сложно. Поэтому рекламодателям, размещающим свои модули в таких изданиях, как «Опт и розница», «Вечерок» советуем обратить внимание на фактический тираж данных изданий.

— Наступят ли когда-нибудь времена, когда наши местные глянцевые журналы будут печататься в Архангельске, Северодвинске, а не в Питере, Москве или заграницей?

— К сожалению, многие российские и местные журнальные издания печатаются в типографиях Украины, Польши, Литвы, Финляндии. Связано это с тем, что печатная продукция, изготовленная за рубежом, ввозится беспошлинно и по ставке НДС — 10%.

Основная причина — это высокие таможенные тарифы (15%) и 18% ставка НДС на импорт мелованной бумаги и картона, которые не производятся в России. В результате, цена на это сырье в России оказывается на 25% выше, чем в странах Европы и постсоветского пространства. Поскольку в себестоимости печатной продукции доля затрат на бумагу достигает 60–70%, то и цена на полиграфические услуги у нас в стране выше, чем у зарубежных конкурентов.

Для того чтобы российский рынок полиграфических услуг развивался, необходимо на уровне Правительства принимать срочные меры в пользу отечественных производителей…