Стрессовое трудоустройство

Как устроиться на работу и не получить инфаркт от волнений? Об этом задумываются даже студенты: работодатели стали разборчивее и встречают молодежь «стрессовыми интервью», которые не каждый способен выдержать. Кроме того, сам поиск места под рыночным солнцем — сплошной стресс, в котором часто нужна поддержка психолога.

Главные причины неудавшегося контакта с работодателем — психологические, а не деловые. Как, например, реагировать молодой выпускнице вуза, если будущий начальник атакует ее странными вопросами?

— Любой вопрос задается ЗАЧЕМ-ТО. Когда работодатель проводит интервью, он преследует конкретные цели — изучает человека, — объясняет Валентина БЕДРИНА, директор центра «Леда». — Если вопрос кажется неадекватным, значит, Вас провоцируют, чтобы изучить реакцию. Например: бывают ли у Вас истерики? как часто Вы занимаетесь сексом? что будете делать, если Вас попросят убрать у меня в кабинете? и т.д. Это могут быть и провокационные действия: руководитель достает бутылку коньяка и предлагает выпить вместе.

Ваша цель в такой ситуации — не поддаться на провокацию. Если предлагается действие, от него можно просто отказаться (не курю в помещении, не пью в рабочее время). Если Вас провоцируют вопросом, то на него лучше ответить прямо, но не обязательно правду. Такие вопросы обычно задают тем, кому придется работать с людьми. Главное — не устраивать конфликт и не демонстрировать возмущение. Если Вы поддались, то работодатель поймет, что имеет дело с импульсивным человеком, который не устойчив к стрессам. На вопрос об уборке кабинета можно поинтересоваться, будет ли она входить в Ваши должностные обязанности и как будет оплачиваться. Задача проста: не оскорбиться и не упасть в обморок. Вопрос задан либо потому, что должность требует владеть собой, либо потому, что руководитель жесткий. Во втором случае — стоит задуматься, а устроит ли Вас такой начальник, но если Вы как специалист сейчас не нарасхват — придется привыкать сразу.

Лучше еще при поиске определить, за что именно Вы собираетесь получать деньги. Ведь работодателю нужен не набор дипломов, а конкретные умения. Студенты справедливо считают, что умения приобретаются на рабочем месте, однако к 5 курсу они уже как минимум накопили базовые навыки — начиная от подготовки документов, когда проходили практику.

— Сегодня не стоит отказываться от незначительных предложений, — говорит Юрий КОЗЮЛИН, педагог-психолог центра «Леда». — Во-первых, рынок нестабилен, во-вторых, они могут потом дать выход на хорошую карьеру. Часто в компанию берут двух молодых выпускников вуза, ставят примерно одинаковые задачи, и в результате остается только один — он и вырастает в перспективного специалиста. Начинать всегда приходится с малого, будьте готовы к самой незначительной должности — уволиться всегда успеете!

Психологи из «Леды» рекомендуют не полениться и перед собеседованием прийти в организацию, в которой у Вас назначено собеседование. Если есть такая возможность — просто пройдите по коридору и присмотритесь: кто здесь работает? как они одеты? какой ритм жизни в компании? Тогда Вы сможете заранее провести личную настройку: одеться так, чтобы с первой встречи выглядеть «своим», сразу же попасть в стиль компании.

— Через специалиста по найму проходят целые толпы, — рассказывает Валентина БЕДРИНА. — Помните: чем ниже должность — тем выше поток. Вам нужно решить задачу из двух частей. С одной стороны — выделиться из этого потока. Лучше, конечно, выделиться не оригинальничанием и не пирсингом (им-то уже никого не впечатлишь), а деловой и четкой самопрезентацией. С другой стороны — заранее слиться с компанией, от понимания отрасли до внешнего вида.

Как не бояться того, кто проводит с Вами собеседование? Для начала — понять, что страх не является только Вашей реакцией: в таком положении оказываются ежедневно тысячи людей. Если это специалист по кадрам, нужно держать в голове простой факт — собеседований у него сотни, и по большому счету, Ваша личность, желания и весь богатый внутренний мир ему совершенно не интересны. Его задача — за минимальное время получить максимум информации о Вашей пользе для его компании. Поэтому сосредоточьтесь не на себе, а на задачах этой компании.

Если Вы беседуете с руководителем подразделения, в котором будете работать, или с директором, то боязнь часто вызывается статусом: кто я — и кто он? Тогда можно «очеловечить» собеседника, чтобы нейтрализовать страх. За каждой должностью — такой же человек, как и Вы, со своими радостями и неприятностями. Можно мысленно перенести собеседника в бытовую ситуацию (у него болит живот, или он ужинает с женой) — и Вы почувствуете, что напряженности станет намного меньше.