Траектория маятника

Александр Юфряков — интервью с сопредседателем архангельского отделения движения «Солидарность»Интервью с сопредседателем архангельского отделения движения «Солидарность» — Александром Юфряковым

Прошедшие 11 октября выборы в Горсовет Архангельска ознаменовали наступление холодов — сильнейший снегопад отвадил жителей идти на избирательные участки. Но вместе с зимой природной в город пришла и зима политическая. Леденящие душу показатели явки стали и результатом небывалого использования административного ресурса в ходе избирательной кампании. «Революцией на коленях» открылось первое после выборов заседание Госдумы — в знак протеста против применения таких технологий неправительственные парламентские партии отказались присутствовать на заседаниях нижней палаты Федерального Собрания. Правда, сил протестовать хватило ненадолго.

Но кроме четырех партий представленных в Госдуме в выборах принимали участие и другие партии и движения. Среди них — Солидарность. Есть отделение этой организации и в Архангельске. 10 человек выдвигавшихся в наш Горсовет от Солидарности не были допущены к выборам. О прошедших выборах и не только мы поговорили с сопредседателем архангельской Солидарности — Александром Юфряковым. Кроме того, Александр Владимирович — кандидат физико-математических наук, доцент, преподает в ВЗФЭИ.

— Как бы вы назвали то, что проходило в Архангельске в последние месяцы?

— Можно было бы назвать имитацией выборов. Власть, избравшая сама себя и поддержанная 5% населения Архангельска, не может быть представительной и легитимной. На последнем этапе даже не пришлось вбрасывать бюллетени или портить их. Лишь на отдельных участках можно отметить некие аномалии. Все было сделано до того. Наибольшие нарушения, которые повлекли пассивное отношение избирателей к выборам, были допущены на этапе регистрации кандидатов. Тогда под разными предлогами было отказано в регистрации наиболее интересным кандидатам — самовыдвиженцам. Как показали судебные процессы — половина забракованных избирательными комиссиями подписей, была забракована незаконно.

Следующий этап — этап агитации отличался пассивностью и использованием административного ресурса. В СМИ доминировали кандидаты от ЕР и представители исполнительной власти в той или иной степени агитировавших за этих кандидатов. Шла адресная рассылка писем избирателям от лица советов ветеранов, директоров школ, с призывом голосовать за представителей правящей партии. Вместе с кандидатами «Единой России» на встречи с избирателями являлись представители исполнительной власти (главы администраций) и рекламировали их.

Сам же день голосования показал, что предложенные кандидаты не очень интересны жителям. Судя по процентам, пришел в основном специально мотивированный электорат.

— Не говорим слова «купленный»?..

— Нет. Мотивировать можно по-разному. Кому-то дверь поставили, кому-то подъезд покрасили. Кто-то прямо получил материальную выгоду, а кто-то является подчиненным лицом кандидата и чтобы не было неприятностей на работе — пришел на выборы.

Это хороший урок для других партий. Так называемая «системная» или «ручная» оппозиция достаточно вяло провела избирательную кампанию. Наверное, потому что было ощущение: трудно, что-то изменить. Депутат Ухин перед выборами сказал: ЕР возьмет 20 мест. Взяла 21. Им подфартило: Зарипов покинул ряды ЛДПР и примкнул к ЕР. План перевыполнен по всем показателям.

— В сюжетах центральных телеканалов ваше движение Солидарность показывается как крайне радикальное. Насколько они правдивы?

— Это специально создаваемый образ. На самом деле есть вполне конструктивные предложения. Есть экономическая программа «300 шагов». Образ «малочисленных чудаков», которые смешат людей — создается искусственно. Общение с людьми показывает, что отношение у большинства к действующей власти назвать положительным довольно трудно. Когда собираешь подписи и говоришь, что «против Единой России» — люди с удовольствием ставят свои автографы.

На самом деле, движение Солидарность — это попытка объединить раздробленные демократические движения. СПС распалась, позиции Яблока сокращаются. Солидарность — последовательное и принципиальное оппозиционное движение к действующему режиму власти, который становится все более авторитарным. Степень контроля над обществом все возрастает, под видом борьбы с терроризмом или с кризисом. СМИ поставлены под контроль, обсуждается вопрос контроля за Интернетом — довольно свободной средой, где можно нарваться на грубость и оскорбительные слова, но если грамотно работать дает большие возможности.

Имидж «радикалов» возникает в основном из-за московских мероприятий. Например, в День флага представители нашего движения шли по Арбату — на них налетает ОМОН, забирают в милицию, комкается флаг России и т.д. Поскольку власти Москвы всегда отказывают Солидарности в проведении пикетов, митингов, демонстраций — приходится либо вообще молчать, либо идти на несанкционированные акции, что дает повод властям жестко реагировать.

— Какое будущее вы видите для своего движения?

— Выборы в Госдуму 2011 года можно считать проигранными демократами. Надо поучаствовать, но рассчитывать на серьезное изменение общественного мнения в пользу демократических движений было бы самонадеянным. Поскольку в СМИ создается четко негативный образ демократов: «из-за них пострадала вся страна, они все разворовали... а вот пришли серьезные люди, навели порядок, поэтому сейчас мы живем хорошо». Последний образ небезоснователен — предыдущие годы были годами некоторого роста благосостояния. Однако, учитывая, что наша экономика является сырьевой, а цены на энергоресурсы до кризиса были сумасшедшими — можно было бы сделать гораздо больше. Структурные изменения в экономике не были сделаны. А самое главное: эффективная экономика возможна в стране, где граждане свободны. Где нет огромного числа бюрократических барьеров, где нет такого огромного коррупционного налога на экономику. Без преодоления этих проблем, нам не на что рассчитывать в будущем. Природные ресурсы рано или поздно кончатся, если продолжать в том же духе — Россия будет отброшена на задворки мировой истории.

Поэтому мы работаем на будущее, на будущее нашей страны, которое мы хотим видеть лучше, чем оно есть сейчас.

— Как кандидат наук, математик, можете ли вы составить какую-то математическую модель и предположить — когда мы все-таки начнем жить хорошо?

— Любая математическая модель рассчитана на определенные условия. У нас же основным фактором риска экономики является политика. Например, кто мог предположить, что премьер-министр примет решение перечислять весь налог на добычу полезных ископаемых в федеральный бюджет. Раньше хоть какие-то крохи оставались на месте. Теперь все идет в общий котел, из которого будут давать тем, кто будет хорошо себя вести… Как только происходят подобные изменения, любая модель становится неадекватной. Экономика, бизнес любят постоянные правила, пускай они будут жесткими. Но чтобы за определенный период, когда реализуется инвестиционный проект, эти правила не менялись, не ужесточались. У нас налоговое законодательство меняется каждый год.

Сейчас готовится чудовищная реформа, которая загонит малый и средний бизнес в тень. Речь идет о замене налоговых отчислений по единому социальному налогу на страховые взносы в социальные фонды. Эта реформа приведет к увеличению налоговой нагрузки по этому виду налогов на малые предприятия с 14 % сегодня до 34% к 1 января 2011 года. Причем, как сказали бы коммунисты, это «классовый налог» — «налог на бедных». Чем характерны страховые взносы — они имеют предел, максимальную сумму отчислений. То есть если у вас большая зарплата — вы можете рассчитаться с пенсионным фондом всего за пару месяцев, а если зарплата небольшая — будете отчислять каждый месяц по полной. Представители власти говорят о невиданном увеличении пенсий. А откуда взять эти деньги — из воздуха? Чтобы обеспечить невиданное увеличение пенсий, надо невиданно увеличить налог.

— Солидарность выступает за введение прогрессивной шкалы налогов?

— Да. Мы предлагали ввести «налог на богатых», обращались в нашу областную думу с предложением воспользоваться правом законодательной инициативы и внести в Госдуму законопроект о прогрессивном налогообложении доходов физических лиц — отклонили. Дескать, «уйдут в тень» — мол, действующая система всех устраивает и бедных и богатых. Но сейчас мы видим, как ужесточается, по сути, регрессивная шкала налогообложения, когда бедные будут отдавать в процентном отношении больше от своего заработка, чем богатые. Это будет вести к усилению расслоения населения, уходу от «белых» зарплат и росту теневой экономики.

— Сейчас в России модно говорить о преемственности власти, политической стабильности, которая привлекает заграничных инвесторов. А приход к власти оппозиции может дестабилизировать ситуацию…

— Не дай бог преемственность будет нарушена — придет к власти реальная оппозиция, тогда же придут уголовные дела в отношении тех, кто много наворовал… Что касается политической стабильности, то она бывает разная. Есть политическая стабильность динамическая, основанная конкуренции различных сил в обществе. А есть статическая политическая стабильность, основанная на монополии одной силы и подавлении всех, утаптывании всех остальных — тогда все очень политически стабильно, тогда Дума — не место для дискуссий!

Мы сейчас ускоренно проходим этапы политического развития, которые европейская цивилизация проходила веками. Маятник истории качается. Сначала была полная свобода, зарабатывай сколько хочешь, прямые выборы, максимальный суверенитет. Потом маятник качается в другую сторону — закручиваются гайки, все запрещается. И все же, если не будет каких-то экстраординарных событий, вроде войны, то маятник со временем выйдет на оптимальную траекторию.

— Выборы в Горсовет Архангельска состоялись, депутаты выбраны, чего ожидать от нового состава?

— Надо посмотреть на состав избранных депутатов. Большинство из них являются руководителями муниципальных учреждений, либо директорами организаций имеющих интерес к городскому бюджету — строители, управляющие компании, «девелоперы» и т.д. Следовательно, они будут решать проблемы своих организаций. Вряд ли жители увидят от большинства этих депутатов реальную помощь. С другой стороны, Единая Россия получила квалифицированное большинство. Система политической монополии и статической стабильности окончательно утвердилась, «вертикаль» дошла до самого подвала. Партия власти получила все возможности для реализации своих планов и несет всю меру ответственности за то, что будет происходить в нашем городе — будем судить по делам. Вместе с тем, большинство депутатов прежнего созыва переизбралось. Можно посмотреть — что было сделано в прошлые года. Город безвозмездно передавал в федеральную собственность свое имущество. В бывших детсадах сидят далеко не бедные федеральные ведомства, которые могли бы построить свои собственные здания. Если так будет продолжаться, то скоро самим депутатам будет негде сидеть.