Александр Гревцов: Донского убил топорный пиар

Тойота Ленд Крузер ПрадоХотите знать правду? Знать, что происходит в действительности? Все хотят. Вот только получить достоверную информацию о том, что происходит в кабинетах власти, на что тратятся бюджетные деньги, вы не сможете. Ни со страниц большинства газет и глянцевых журналов, ни с экрана телевизора вам об этом не расскажут. Спасение — Интернет. Пока почти неподконтрольная цензуре глобальная сеть дает возможность узнать различные мнения, донести до людей истинную информацию, а не подборку официальных заявлений и пресс-релизов.

Среди архангельских Интернет-пользователей довольно популярным считается блог «Архангельск Александра Гревцова» http://alexander.grevtsov.ru. На своем сайте журналист рассказывает о сомнительных действиях чиновников, коррупционных сделках, политических конфузах — о действительно интересных фактах из жизни нашего города. Так, благодаря его стараниям, городские власти отказались от покупки элитного внедорожника «Тойота Ленд Крузер Прадо»…

— Александр, откуда такая тяга к разоблачениям?

— Тяги нет. Просто есть желание, чтобы мои деньги (собираемые в бюджет в качестве налогов) использовались эффективно. Может, я идеалист, но, мягко говоря, некрасиво мэру тратить почти два миллиона рублей на покупку элитного джипа, а главврачу затевать супер-ремонт своего кабинета, устанавливать в нем душевую кабинку, когда медсестры и санитарки идут в суд, чтобы добиться повышения зарплаты.

— История с джипом для мэра — как вы на нее вышли?

— Есть газета «Волна», есть газета «Архангельск», есть специальные Интернет-сайты, где публикуется информация по госзакупкам. Их никто не читает, но изучив их можно найти массу интересного, нередко на стадии извещения о проведении конкурса можно назвать победителя, поскольку заявленным критериям соответствует только одна организация. Нередко заранее могу точно сказать, в какой котировке победит «Правда Севера», «Архангельск» или «Двина-Информ».

Написание конкурсов и котировок под конкретного победителя — это коррупция, о борьбе с которой так модно говорить сегодня, но все — и власти, и заведомые победители — с радостью в ней участвуют, деля бюджетный пирог.

Не обо всем, конечно, можно узнать на стадии извещения. Например, подозрения, что большая часть денег, выделенных на строительство участка проспекта Дзержинского, ушла «не туда», появилась уже после того, как дорога была сдана в эксплуатацию, и я впервые проехал по ней. Я считаю, что этот 841-метровый участок дороги мало того, что сделан некачественно, он вообще не стоит выделенных на его строительство денег. Именно поэтому сейчас группа автомобилистов будет добиваться, чтобы мэр обязал подрядчика переделать дорогу за свой счет.

— Но ведь при строительстве дороги на Дзержинского были еще затраты связанные с уборкой гаражей...

— Я не верю, что убрать гаражи стоит 70 миллионов...

Сегодняшняя активная позиция по участку новой дороги обусловлена, прежде всего тем, что в этом строительстве были задействованы деньги не только городского бюджета, но и выделенные в рамках федеральной программы «Дороги России». Городу нужно построить еще массу дорог, на которые своих денег не хватит. И если деньги будут расходоваться также «эффективно», как и на проспекте Дзержинского, то о федеральных деньгах нам можно просто забыть, их нам больше не выделят. Город самостоятельно будет строить улицу Выучейского, проспект Обводный канал, реконструировать дорогу на Экономию десятилетиями.

Что касается проспекта Дзержинского, то приятно, что автомобилистов услышали. Если на открытии дороги и подрядчик, и глава города утверждали, что дорога идеальна, то после организованного автопробега представитель подрядчика признал, что недостатки у дороги есть, они будут устранены до июня следующего года.

— Власть часто прислушивается к вашим замечаниям?

— Власть, к сожалению, реагирует только на публичные выступления. На письма, в основном, отвечает отписками. Это наглядно доказывает история с участниками стройотрядов, написавшими открытое письмо полпреду президента Клебанову. До того как написать письмо молодые люди обращались за помощью в администрацию области, но ничего не делалось. После открытого обращения чиновники зашевелились. Увы, но в Архангельске в тиши кабинетов ничего не добиться.

— Президент Медведев при подготовке своего послания Федеральному Собранию использовал предложения направленные ему Интернет-пользователями. Руководители политических партий встречаются с блогерами. Это говорит о том, что наша страна довольно демократична?

— Это не показатель демократичности. Этим власть показывает, что якобы слышит нас. Все это больше похоже на заигрывание. У нас в Архангельске ни власть, ни правоохранительные органы не реагируют на опубликованное на «Позорном столбе», на «Кочегар.ру» (блоги архангельских журналистов — прим. ред.), не говоря уже об «Архсвободе». Хотя радует то, что информацию, размещаемую в блогах, подхватывают некоторые печатные СМИ и проблемы не замалчиваются, а иногда и решаются.

— Если бы Александра Гревцова пригласили на встречу с президентом — что бы он рассказал об Архангельске?

— Если бы президент был в Архангельске — я бы посадил его к себе в машину и провез по городу без кортежей и рассказал бы, что «вот на строительстве или ремонте этой дороги освоено 100 миллионов рублей, на этой — 200». Я хочу, чтобы он увидел наш город не с вертолета... Рассказывать бесполезно, надо показывать, ту же дорогу — «841 метр за 100 миллионов».

— Кто был в истории Архангельска лучшим мэром?

— Лично я хорошо отношусь к Павлу Николаевичу Балакшину. Хотя бы потому, что он умел разговаривать с людьми. На митингах его хватали за грудки, но он не боялся — выходил к горожанам держать ответ вновь и вновь. Он не отсиживался в кабинетах, как это часто делают сегодняшние руководители. При этом в экономическом плане времена были тогда гораздо более сложные.

— А Донской?

— Донского убил топорный пиар. Создавалось впечатление, что не Донской платил за свой пиар, а его враги. Кроме того, при Донском был фактически «убит» троллейбус: под окнами моего дома находится то, что раньше было троллейбусным парком, и я видел, как во времена Донского начиналось его разрушение, как резались троллейбусы. Но ничего сделать было невозможно: видимо, заинтересованность отдельных чиновников мэрии сыграла свою роль.

— Блогер Гревцов имеет какие-то политические предпочтения?

— Один мой знакомый юрист сказал: «Гревцов, ты не единоросс, не справедливоросс, не коммунист. Ты — оппозиционер».

— Будучи оппозиционером, вы не боитесь неадекватной реакции власти?

— Властям выгодно не замечать меня. Сегодня мой блог читают до 500 человек в сутки. Если же начнется противодействие, то популярность блога серьезно вырастет и многие «сомнительные» факты из жизни городских властей узнает более широкий круг пользователей Интернета.