Откуда берутся «телефонные террористы»?

Телефонные террористыНедавно Архангельск снова вспомнил о ложных тревогах по поводу якобы заминированных школ. Летом 2009-го был составлен психологический портрет типичного телефонного террориста. И это вовсе не подросток; его главное качество — невезучесть и желание доставить окружающим побольше неприятностей.

Разумеется, любитель навести ложную тревогу, может быть и младшим школьником. У них, как правило, мотивация другая: любопытство и желание отменить контрольную работу. Но подростки звонят с сообщениями о бомбе уже по другим причинам. Таким поступком они хотят «перекрыть» собственные проблемы. Спрашивать, чего добивался подросток, бесполезно. Правильный ответ был бы таким: он желал отомстить всему миру.

«Большинство «телефонных террористов» — это дети из неблагополучных семей, у которых родители либо пьют, либо постоянно ссорятся, либо бьют ребенка, — говорит Анастасия Казанцева из социального центра «Гармония» (Петербург). — Слишком сильные карательные меры по отношению к ребятам не нужны — гораздо полезнее и продуктивнее будет направлять их к психологам».

Телефонный терроризм — не особенный синдром, а извержение вулкана с типовыми проблемами. Списывать его на сложную обстановку в российских семьях никак нельзя. В этом году, например, волна звонков с ложными вызовами захлестнула Азербайджан. Тамошние психологи подтвердили: к необдуманным шагам толкают накопившиеся комплексы, депрессия, желание вызвать у людей хоть какую-то реакцию. Это может быть как вынужденное безделье, так и безответная любовь.

«У всех нас есть потребность чувствовать себя успешными, проявить свои способности, — объясняет директор психологического центра «Леда» (Архангельск). — Но для этого нужны сами ситуации, в которой успех возможен. Жизнь редко предлагает их в готовом виде. Ситуации нужно создавать. Когда мы учим этому, то подчеркиваем: вариантов множество, и везде, где есть соревновательность, интерес людей друг к другу, возможность получить ощутимый результат своего труда, вы можете достигать «локального успеха», сбрасывать рутину, которая подавляет личные интересы. Когда локальный успех закрепляется, он может вырасти в жизненный, карьерный, семейный».

От дефицита внимания, наверное, когда-то страдал каждый. Творческие натуры восполняют его яркими акциями — будят общество; молодые люди, столкнувшиеся с неудачами, это общество «кусают».

Различить первое и второе бывает невозможно. Известным на всю страну стал случай, когда хабаровский блоггер написал в ЖЖ (Интернет-дневнике), что завтра взорвет себя в здании университета. Достаточно было одного клика, чтобы понять: это — художественное сочинение, о чем автор говорил прямо. Но реакция правоохранительных органов на слова о взрыве была предсказуемо нервной. Дело довели до суда, и автор вынужден был платить серьезный штраф. Эпатаж удался с лихвой.

Так поступают многие молодые люди, когда стремятся дразнить общество его собственными страхами. Общество возвращает острый бумеранг, как умеет — включив всю свою защитную систему. И тому, кто запустил бумеранг, не поздоровится. Зафиксированы случаи, когда «телефонные террористы» после воспитательных бесед с родителями, милицией и школьным начальством пытались покончить жизнь самоубийством.

«Начинать надо не с наказаний, а с диагностики, — считает Марина Корельская из центра «Леда», — выяснять источники проблемы и ни в коем случае не бросать подростка. Следует найти то, что называется ресурсом личности: в какой деятельности человек чувствует себя уверенно и комфортно, что он сам считает в себе лучшим, и опираться на этот ресурс — например, дать возможность полноценно заниматься спортом. Помните, что, не предоставляя ребенку свободы и контролируя каждый его шаг, вы сами можете спровоцировать на эпатажные выходки. Нужно показывать, что безвыходных ситуаций не бывает, выходы есть всегда, но ты увидишь их только тогда, когда оглянешься вокруг и изменишься сам».