Разные лики пиара…

Александр Донской — экс мэр Архангельска[Без цензуры]

Нургалиева заказали. И если Путин запоёт…

«Донского убил топорный пиар» — так в интервью нашей газете сказал блоггер Александр Гревцов. Что отрицательно сказалось на карьере экс-мэра Архангельска и есть ли в этом вина пиара — мы спросили у самого Александра Донского:

— Если говорить о том, что меня погубило. То, правильно говорить, о моем заявлении баллотироваться в президенты. После него у меня начались проблемы и меня сняли с должности. При этом плохой или хороший был ПР — это не влияло. На самом деле уже какое-то время в России сам ПР не влияет на снятие какого-то чиновника с должности. Если у чиновника хорошая крыша, если он исправно платит силовым структурам, курирующим его людям из «Единой России» и администрации президента, то все нормально — плохой или хороший пиар — никого не волнует. Я общался с одним губернатором. Сказал ему: «у вас низкий рейтинг». На что он ответил: «Мне рейтинг не нужен, у меня нормальные отношения с администрацией, ко мне хорошо относится президент. Если мне нужен будет рейтинг, для того чтобы «Единую Россию» провести в областной парламент — к этому моменту я его накачаю какими-то популистскими действиями, рекламой…» Гревцов конечно может оценивать пиар, он хорошо разбирается в журналистике — возможно, ему мой пиар не нравился, а кому-то наоборот нравился. Вопрос не в этом. Вопрос в том, что повлияло — мое заявление и дальнейшая реакция администрации президента и лично Клебанова.

— Заявление о выдвижении свой кандидатуры в президенты — это был ПР-ход или реальное желание?

— Я на первой же пресс-конференции заявил о том, что я не могу избраться. Моей целью являлось привлечение внимания к проблемам ветхого жилья. Понятно, что это являлось и моим личным пиаром. Когда я заявил об этом — моя фамилия появилась в федеральных СМИ. Фактически, благодаря этому меня кто-то знает за пределами Архангельска. В принципе, идея была хорошая (по поводу расселения ветхого жилья). Я считаю, что до сих пор в этом направлении ничего не сделано. Есть известность, которую я получил благодаря этому. Но я и заплатил за это достаточно высокую цену. Никому не пожелаю столько платить. В конечном итоге я находился в тюрьме, лишился интересной работы, каких-то возможностей для дальнейшего развития.

— Вам кто-то посоветовал сделать это заявление?

— На самом деле — это было мое личное решение. Его ни кто не мог мне посоветовать. Для тех, кто работал в мэрии, чиновников — это было бы…

— Слишком креативно?

— Да. Для тех, кто работает в системе — такое решение не может придти в голову. А это был внесистемный шаг. Я исходил из того, что чиновникам в руководстве страны от этого нет никакой угрозы. Я понимал, что не выиграю эти выборы. Даже если бы принимал участие в них, в лучшем случае — набрал бы какие-то десятые или сотые доли процента. Я не думал, что будет такая реакция. Но после звонка Клебанова понял, что ошибся в оценке ситуации. А в силу того, что я всегда до конца следовал идее, которую заявлял — пошел до конца и в тот раз… И получилось то, что получилось…

— На последней сессии АрхГорСовета было принято решение расформировать департамент общественных связей мэрии. Вместо нее будет создана пресс-служба, с меньшим штатом сотрудников. Получается, мэрия решила меньше «промывать мозги» горожанам?

— Ничего от этого не изменится. Департамент или пресс-служба — одно и то же. Можно вообще всех распустить и заказать пиар-сопровождение человеку на стороне, такие случаи были. Вопрос в том, что сейчас мэр не может сам принимать решения, в том числе по поводу своего пиара. Он нанялся на работу к губернатору и должен выполнять те решения, которые идут сверху. Если губернатор считает, что мэру надо повысить рейтинг (а он, видно, так иногда считает) — дает команду «подсветить» мэра. Так было перед выборами в Горсовет. Пиарщики, которые приезжали на выборы и подчинялись губернатору, через его сына — создавали положительный образ мэра. Если мэр попытается пиариться самостоятельно — его поставят на место. Возможно, когда-нибудь это влияние ослабнет — появятся другие заботы или сменится губернатор…

Когда я шел во власть, у меня были некоторые иллюзии — что муниципальная власть отделена от государственной (как записано в Конституции). Предполагал, что в отношениях мэр—губернатор не должно быть начальников и подчиненных. Хотя тот же Киселев пытался мне эту идею навязать в свое время. Возможно, в этом противостоянии есть минусы, но есть и плюсы — та же программа развития Архангельска, как областного центра. Она работала успешно. Сейчас ее угробили. Ее надо реанимировать, но действующий мэр не может чего-то требовать от областных депутатов и губернатора, так как является таким же сотрудником областной администрации, как и все остальные.

— Не перебарщивает ли государственный агитпроп, когда рассказывает о каждом телодвижении руководства страны, области?

— Они делают это так как умеют. Кто-то перебарщивает. Я, наверное, тоже делал не все правильно в плане пиара, информирования населения. Дело в другом — даже если бы не было никакого пиара у губернатора, его нахождение у власти регламентируется вышестоящими чиновниками, а не реальными рейтингами. Да и кто их может дать? Нет никакой объективной информации об имидже руководства, кроме данных публикуемых СМИ подконтрольными власти.

— Вы в свое время запомнились пиар-акцией «Архангельск — родина снеговиков».

— Я думал над тем, что можно сделать, не вкладывая больших средств. Не было затрат бюджетных средств — люди сами пришли и лепили снеговиков. Это объединяло людей, поднимало настроение. Такой же была идея использовать более яркие краски в фасадах домов.

— Одно из последних крупных пиар-мероприятий в России — общение премьер-министра Путина с народом — ваша оценка?

— Смотрел. Считаю, что Путин — очень большой пиарщик. На его уровне еще только Уго Чавес, который может так долго общаться с народом. Собственно говоря, и сам формат управления страной похож…

— Тот еще и поет…

— Зато наш «главный президент» может ходить с голым торсом и похвастаться бицепсами, умеет стрелять из различных видов оружия, летать на истребителе. Наверное, он и поет хорошо. Просто пока это не раскрылось. Если он будет петь — никто из руководства «Единой России» не скажет, что он плохо поет. Соответственно и все телеканалы прокомментируют это в положительном ключе…

— Тенденция последних месяцев — стремительно падающий имидж МВД. Что делать?

— Во-первых, я так понимаю — милицию «заказали». «Заказали» довольно высокопоставленные граждане и целенаправленно «мочат».

— Цель — снять Нургалиева?

— Да. Специально ищут и высвечивают минусы. В милиции есть проблемы, как и во всех других силовых структурах. Просто у некоторых людей есть цель поменять начальника МВД, перераспределить функции милиции между другими структурами. Эта кампания идет не один год и постепенно набирает обороты. Чтобы этих проблем не было — нужно чтобы наверху, наш «главный президент» Путин определился — кого он хочет видеть в кресле министра, и дал команду «не мочить» МВД. Как только такая команда будет дана — ПР-служба ведомства решит все проблемы.

— По Александру Донскому, пиар — это…

— Пиар — это позиционирование. Я когда-то встретил одного человека, спросил его — чем он занимается. Он ответил: «я позиционирую себя как творческая личность, актер, люблю порядок…» Когда пришел к нему в гости — увидел большой-большой ряд пустых бутылок, было очень грязно. Так что есть большая разница между позиционированием и реальной ситуацией. А вообще, пиар — это то, как человек хочет себя видеть, за что готов платить. При этом, если эта «картинка» не будет соответствовать реальности, люди это раскусят…