Тарифы не должны грабить пенсионеров!

Автобус ПАЗОптимальная стоимость проезда в автобусе — 11 рублей

С 1 марта проезд на общественном транспорте Архангельска повышается минимум на 30 процентов. Вместо привычной десятирублевки, с началом весны пассажир автобуса должен будет отдать минимум 13, а то и все 15 рублей (в зависимости от протяженности маршрута). Тема повышения стоимости проезда в городском транспорте муссировалась еще с декабря прошлого года. Сначала речь шла о 18 рублях. Однако, власти и частники «сторговались». Один из основных аргументов «в пользу» повышения цены была необходимость повысить зарплату водителям, однако все знают о практике зарплат «в конвертах» среди транспортников.

Есть ли реальная необходимость в повышении тарифа — мы спросили у нашего экономического эксперта Евгения Бирюкова:

— Я считаю, что повышение стоимости проезда сразу на 30 процентов — это слишком много. Если адекватно оценивать ситуацию — не считаю, что для этого есть какие-либо серьезные предпосылки. Учитывая кризисные явления прошлого года, вряд ли кто-то из транспортников существенно поднимал зарплаты своим сотрудникам и сделает это в ближайшем будущем. Цены на топливо также значительно не поднимались. Можно было бы понять повышение стоимости проезда на уровень инфляции — до 11 рублей. Выше — это не правильно.

Если рассматривать проблему комплексно, то повышение стоимости проезда в общественном транспорте вкупе с ростом тарифов на коммунальные услуги — ударят, прежде всего, по пенсионерам. Получается, что сделанные надбавки к пенсии не покрывают эти повышения тарифов. В итоге опять пострадают самые социально неблагополучные слои населения, а этого нельзя допускать.

— Параллельно с повышением тарифов, в Архангельске стали возрождать муниципальный транспорт. Считается, что муниципальные или государственные предприятия изначально убыточны — работники менее заинтересованы в результатах собственного труда.

— Не согласен с этим утверждением. Что такое муниципальное унитарное предприятие? Это предприятие имеет хозяйственную независимость, такая же фирма, которая, используя муниципальную собственность должно зарабатывать на ней. Это самостоятельный хозяйственный субъект, который должен и может конкурировать с частными предприятиями. У МУПов есть ресурсы и инструменты мотивации сотрудников. Обратите внимание — многие из директоров муниципальных учреждений являются депутатами Горсовета, то есть у них есть значительный административный ресурс — им и карты в руки. Если при таких возможностях они не могут наладить работу своих предприятий, то встает вопрос об их компетенции как менеджеров. И, тем более — что они делают на депутатской должности?

Муниципальный транспорт надо возрождать. Однако ставку надо делать не только на закупку новых автобусов. Нам необходимо возродить архангельский троллейбус. Конечно, этот проект будет довольно затратным и не окупится в краткосрочной перспективе. Необходимо восстанавливать инфраструктуру, которая частично утеряна. Но в долгосрочной перспективе троллейбус — будет более рентабельным. Не говоря уже о том, что он экологически более безопасен.

— Вместе с появлением на дорогах Архангельска новых муниципальных автобусов в городе началась операция «Автобус». Со стороны это больше похоже на «зачистку» рынка — под новое предприятие расчищают нишу, избавляясь от частников…

— Случайных совпадений не бывает. Как только у нас появился муниципальный транспорт — сразу начались проверки частных перевозчиков. Навести порядок среди коммерческого транспорта необходимо. Зачастую уровень сервиса и безопасность пассажиров ПАЗиков оставляет желать лучшего. Но проверки не должны носить заказной характер. Еще семь—восемь лет назад с попустительства городских властей был загублен муниципальный транспорт — Архангельск лишился трамвайного и троллейбусного движения. Теперь ситуация повторяется с точностью до наоборот, но жители города от этого опять не выигрывают — повышаются цены.

Я за честную конкуренцию. Пусть муниципальный транспорт берет тем, что предлагает более дешевый проезд, предоставляет льготы, более комфортабельные автобусы и вежливых кондукторов. Муниципальным предприятиям необходимо научиться вести конкурентную борьбу. Иначе, они не смогут выжить даже, несмотря на драконовские меры, которые будут приниматься в отношении частных компаний.

В то же время сейчас центр города перегружен, к ПАЗикам прибавился муниципальный транспорт. Вместе с тем, если взять пригородные и междугородные перевозки — в удаленные населенные пункты очень сложно добраться. Поэтому региональным властям следовало бы подумать о поддержке автотранспортных предприятий осуществляющих пассажирские перевозки в этих направлениях. Ведь, по сути, они не столько гонятся за длинным рублем, сколько выполняют важную социальную роль.


Хронология событий

В апреле 2009 года депутаты 24-го созыва своим решением выделили средства на закупку автотранспорта и заложили в бюджете более 47 миллионов рублей.

В декабре прошлого года пассажирские автобусы большой вместимости прибыли в Архангельск. Для их обслуживания и было решено создать муниципальные транспортные предприятия.

Тогда же профсоюз предприятий автомобильного транспорта и дорожного хозяйства обратился в областное Правительство с предложением повысить тарифы на перевозку пассажиров в городском транспорте Архангельска, Новодвинска и Северодвинска.

9 февраля — заседание коллегии агентства по тарифам и ценам Архангельской области. Принято решение удовлетворить просьбу профсоюза предприятий автомобильного транспорта и дорожного хозяйства о повышении тарифов на городском пассажирском транспорте в Архангельске и Северодвинске.

10 февраля — старт операции «Автобус» (продлится до 1 марта). Проверять легальность работы пассажирских автобусов в Архангельске будут сотрудники министерства промышленности, транспорта и связи Архангельской области, ГИБДД, УВД, Госавтодорнадзора, Федеральной налоговой службы и других органов государственного контроля.

1 марта…