Интервью с Кочегаром

Александр Кулешов (Кочегар)Его читают, его уважают, его ненавидят. Он — загадка архангельского интернета. Кочегар — скандальный блоггер (kochegar.com) согласился приоткрыть нам свое лицо и рассказать читателям нашей газеты о своих взглядах на современную поморскую журналистику, власть и политику…

— Кочегар — это Александр Кулешов, — рассказывает он о себе. — Человек, который живет в Архангельске и работает здесь журналистом уже с 2000-го года. До этого кем только не трудился: от ювелира до столяра. Я — заядлый путешественник, мотоциклист, охотник. Политическая ориентация? Давно решил, что никогда не вступлю ни в одну из существующих политических партий. Я не вижу в них какой-то стойкой идеологии, которой бы они придерживались, все как на одно лицо. Мои убеждения — скорее социалистические, чем либеральные или какие-либо еще.

— Откуда взялся псевдоним и вообще желание вести блог?

— Все началось с того, что захотелось заняться собственным дизайном, более плотно заняться Интернет-технологиями, сделать что-то свое, новое. Почему «Кочегар»? Во-первых, искал симпатичный, короткий и ясный домен. «Кочегар точка ком» оказался свободным. Вместе с тем преследовалась цель создать виртуальный имидж человека, который подкидывает в нашу общественно-политическую топку угля, чтобы она не затухала. И вообще, всегда есть, что сказать не только на кухне или в СМИ, котором работаешь.

— Ваш сайт зарегистрирован в Америке. Это чем-то обусловлено?

— В свое время имена в зоне «com» продавались значительно дешевле, чем в «ru». В зоне «com» сложнее закрыть сайт. Этот сегмент интернета менее подконтролен российским властям. Это немаловажно. Закрыть сайт в отечественном интернете легко — «по звонку», без решения суда, такие прецеденты уже были.

— Совсем недавно архангельский интернет был взорван вашим сообщением о якобы состоявшемся задержании главы региона сотрудниками следственного комитета на взятке. Потом оказалось, что это только сон. Часто снятся всем известные люди?

— Нет. Сны про известных людей, если честно, я вижу не часто. Снился когда-то Путин, но перестал…

— Отношение к власти?

— Отношение к власти? Да нет никакого отношения, потому что и власти у нас нет. Есть набор чиновников, которые в подавляющем большинстве преследуют свои меркантильные интересы.

— Ваше любимое дело — это журналистика?

— Нет, мое любимое дело — это путешествия. Если бы мне за это платили, я бы только этим и занимался. Я бы ушел из журналистики и сделал бы это с большим удовольствием.

— Но это же такая творческая профессия…

— Да, творческая профессия. Но, во-первых, как и в любой творческой профессии, в ней случаются творческие кризисы. Во-вторых, за нее далеко не всегда хорошо платят. В-третьих, это не всегда честная профессия. Мне приятно считать себя честным человеком по жизни, хоть и не всегда удавалось быть таким. Но, тем не менее, я к этому стремлюсь. За десять лет в журналистике мне очень много везло — я работал в хороших изданиях. Но иногда приходилось писать материалы, которые совсем не хотелось делать. В идеале, я бы хотел заниматься путешествиями и писать книги — писал бы только о том, о чем хочу.

— Цензура. В Архангельске существует свобода слова?

— Я не вспомню, пожалуй, архангельских изданий полностью свободных от власти. В области есть — например, «Вельск-Инфо». Замечательный интернет-проект — ТВ29 в Северодвинске. Это если не говорить о рекламных или специализированных изданиях, о газетах вроде «Завалинки» или «Дачной» (смеется)… С газетами, которые существуют давно («Архангельск», «Правда Севера») — с ними все понятно. Если раньше «ПС» можно было считать немного независимой, то сейчас этого нет. То же самое с «Северным Комсомольцем». Архангельское телевидение — я бы не сказал, что они на 100% зависят от власти, есть «горячие репортажи». Но ситуация, когда информация о митингах полностью блокируется — это уже не нормально.

— Каждое 31-ое число вы со своими коллегами проводите акции «в память» о 31-ой статье Конституции РФ — выходите с митингами и лозунгами на центральную площадь Архангельска. Откуда взялась такая идея и зачем это надо?

— Авторство идеи принадлежит Эдуарду Лимонову, который придумал «Стратегию 31». Такой день нужен, чтобы люди могли выйти на улицу и открыто сказать — что они думают о власти. Ведь далеко не у всех есть интернет, блог, в котором, они могут высказать свои мысли.

— Не боитесь ОМОНа, столкновений с милицией, наподобие тех, что были во Владивостоке или Москве?

— Если нам не разрешат проведение митинга — мы все равно придем на площадь Ленина, так как объявили об этом. Может, мы не будем развертывать транспаранты, но в любом случае придем.

Что касается разгонов, то я не припомню таких попыток в Архангельске. У нас другая милиция, более спокойная и вменяемая, которую я уважаю.

— Употребление «мата» в СМИ, нецензурные выражения в блогах — это необходимо или естественно для русского человека?..

— Употреблять мат в журналистике категорически нельзя, я считаю.

Что касается блогов... Это дело каждого. Кроме того, это творческий процесс. Вот, давай на своем примере. Я мат уважаю, когда он по делу и когда он используется красиво. Сейчас в меня многие кинут камень или гнилой помидор и имеют, наверняка, на это право. Если мат через слово... Ну, это не правильно. Когда я открыл свой собственный блог, поначалу там действительно мата было много. И где-то мне даже может быть стыдно. Но мне как-то раз объяснил один мой товарищ: Саша, сказал он, я хочу, чтобы твой блог, твои мнения и суждения, читали мои дети, но я их воспитываю без мата и не хотелось бы, чтобы они этот мат читали у тебя. Поэтому со временем я сам себя урезонил. Мат позволяю себе в своем ЖЖ, но уже не позволяю в блоге Kochegar.com, поскольку он все же более публичный. Другими словами — мат на кухне и мат в автобусе, вещи совсем разные.

Что касается творческой стороны вопроса. Я однажды спросил у довольно известного современного писателя, писать рассказы с матом или без. Если я хочу в этом рассказе передать реальную обстановку, то надо ставить маты в диалогах или поостеречься? На что он ответил: Современная литература без мата вообще не имеет права на существование. И тут я отчасти соглашусь, особенно если эта литература, рассказы, романы, описывает нашу жизнь. Я сейчас готовлю свои рассказы к публикации в сборник и убираю много матов просто потому, что эту книгу будут читать разные люди и пожилые и молодые и даже юные. Но есть несколько мест, в которых мат просто не убрать. Например, как описать современного пиарщика, работающего на выборах, но который не матерится. Все профессиональные пиарщики матерятся. Причем как сапожники. Вот, как его опишешь? Я считаю, что тут никак. А вот как этот мат показать, дело культуры писателя или блоггера. Можно написать б... с точками, а можно без.

Мат для меня как курение: я курю, но если окажусь в компании некурящих, могу и не курить…