Торговля «в законе»

Евгений Бирюков — генеральный директор ООО «Мир цветов» ТС FlorizelleЗакрытие предприятий торговли — излишне жесткие и неадекватные меры, считает председатель ассоциации малого бизнеса «Опора России» в Архангельской области Сергей Антуфьев. Массовые проверки торговых организаций в последнее время напоминают «зачистку». Чиновники из мэрии Архангельска предпринимают настойчивые усилия к закрытию ларьков, киосков и павильонов. Поводом для этого обычно служат выявленные в ходе проверок нарушения правил торговли. А правила в очередной раз поменялись. С первого февраля вступил в силу новый закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». О его плюсах и недостатках представители бизнеса, чиновники и депутаты рассуждали в прошедшую пятницу на круглом столе в городском деловом центре.

Свою позицию относительно нового законодательства и практики взаимоотношений власти и коммерции нам поведал участник круглого стола, член Совета по предпринимательству при мэре города, генеральный директор ООО «Мир цветов» ТС Florizelle Евгений Бирюков:

— На круглом столе были задеты важнейшие вопросы, волнующие предпринимателей. В новом законе есть ряд положений, которые позволяют государству регулировать торговлю. В этом есть как положительные, так и отрицательные моменты.

— Положительные? Например?

— На торговые сети накладываются определенные ограничения. Закон поддерживает поставщиков и производителей продукции, обеспечивая им представительство их товаров на полках магазинов. Потому что ни для кого не секрет — за попадание товаров тех или иных производителей на прилавки торговых сетей с поставщиков берут «бонусы». Это дискриминирует производителей, особенно начинающих — у них нет больших ресурсов на всевозможные выплаты, они не могут давать большую отсрочку по оплате за поставляемую продукцию — тем самым «кредитуя» магазины.

Одним из горячих вопросов круглого стола стала практика определения «стометровой зоны». Согласно действующему законодательству продажа табачных изделий запрещена в радиусе ста метров от детских образовательных учреждений. Это правильно, поскольку продажа сигарет детям — это преступление. Однако, кто и как измеряет эти расстояния? Почему получается так, что крупные магазины, находящиеся в этой зоне — продолжают торговлю, а ларьки закрываются? Тем самым нарушается право на честную конкуренцию. В то же время есть законодательная проблема. Как продавец может определить, что покупателю сигарет нет 18-ти лет? По закону он не имеет права требовать у клиентов какие-либо документы. Если он отказывает в продаже чего-либо — он нарушает закон. Если продает и оказывается, что покупатель не достиг необходимого возраста — опять становится нарушителем. Поэтому было высказано, на мой взгляд, правильное предложение — закрепить в законе право продавца требовать при продаже табака и алкоголя документы, подтверждающие возраст покупателя, а последнего обязать это делать.

В то же время, продажа сигарет или пива подросткам — это, несомненно, серьезное нарушение. Однако расторгать из-за этого договор с торговой организацией на аренду земельного участка, как это делают у нас сейчас — это слишком, достаточно ограничиться штрафом. Ведь расторжение договора фактически означает прекращение предпринимателем его деятельности — он в таком случае обязан закрыться, убрать павильон. А это потери, в том числе и для городского бюджета.

— Новый закон предусматривает 25-типроцентный барьер выручки для торговых сетей. Если компания реализует больше 25% всего продовольствия на территории области или города, то ей запрещается открывать новые магазины. По-вашему, это справедливо?

— Во-первых, радует, что закон не трогает уже работающие магазины. Что было приобретено торговыми сетями до принятия этого закона — останется. Понятно, что уже наступил момент, когда пора ограничивать аппетиты владельцев крупных торговых сетей. Иначе мы придем к ситуации «монополии». Доминирование в районе одного «игрока» отрицательно скажется на потребителе. Используя положение монополиста, торговые сети могут завышать цены, получать сверхприбыль. Моя позиция — конкуренция это благо. Конкуренция заставляет шевелиться, думать, анализировать. Поэтому я поддерживаю это положение закона.

С другой стороны, закон можно обойти. Одни и те же люди могут иметь несколько фирм, которые будут заниматься торговлей под разными вывесками. Юридически это будут разные компании, а стоять за ними будут одни те же люди, которые будут диктовать цены. А доказать ценовой сговор очень сложно.

— Тогда вообще есть ли необходимость в таких законах?

— Законы нужны. Но они должны учитывать региональную специфику. Все регионы разные. В том числе, везде разные тарифы. Например, за электроэнергию мы платим больше чем в Вологодской области на 18 процентов. Транспортный налог в Архангельской области установлен почти на максимальном уровне. Почему? Чем мы такие «замечательные»? Нагрузка на бизнес у нас и так больше, чем на юге — за счет «северных» надбавок и «льгот» в трудовом законодательстве.

— А какой помощи ждет бизнес?

— Первое, чего бы хотелось: чтоб бизнесу не мешали работать. Архангельской области пора перестать попрошайничать в Москве и подумать: как и за счет чего развиваться, как из дотационной области стать преуспевающим регионом. От губернатора к губернатору ситуация не меняется. А если бы были созданы условия для развития бизнеса, может быть тогда не надо было бы стоять с протянутой рукой. Тогда можно было пополнять бюджет за счет развития бизнеса, а не за счет повышения налогов и тарифов.

Простой пример. Открывая один из павильонов нашей торговой сети, мы столкнулись с необходимостью подключения к электросети. Для этого провели линию, используя опоры, которые принадлежат МУП «Горсвет». До начала этого года аренда составляла 150 рублей за столб. В этом году мы получили «письмо счастья» от муниципального предприятия. Нам предлагают заключить договор аренды, по которому мы должны платить уже 500 рублей в месяц за столб. Почему так вырос тариф? Столбы стали золотыми? Была проведена реконструкция? Видимо, просто выросли аппетиты… Так же выросла арендная плата за землю. Почему? Земли стало меньше? Меня всегда удивляло то, что у нас существуют ограничения на выделение земельных участков. Почти каждый раз это выливается в коррупционный скандал. Я понимаю, если бы ресурс был ограничен. Но ведь ее много в России и в Архангельской области в частности. Оформление земли под личное строительство или под магазин занимает годы! Почему под те же дачи у нас выделяют болота, которые надо осушать? Иначе как «издевательством над людьми» это не назовешь.

Любое повышение тарифов должно быть обоснованным. У нас же просто повышают расценки, не объясняя — с чем это связано?.. Поэтому, на мой взгляд, бизнесу в России нужна в первую очередь не помощь, а простые и понятные законы, прозрачные и равные для всех правила.