Алексей Попов: «Врачи против»

Алексей Попов — хирург Первой городской больницыТема доступной медицины и бесплатного здравоохранения для Архангельска стала актуальной в последний год как никогда ранее. И причина не в резком ухудшении здоровья граждан. Просто врачи бунтуют-митингуют, медицинских чиновников из областной администрации обвиняют в коррупции, ректора медицинского ВУЗа поймали якобы при получении взятки. А буквально неделю назад случился просто вопиющий случай:

— На общую пятиминутку (на которую мы обязаны приходить) к нам пришли свидетели Иеговы и прочитали нам лекцию о вреде переливания крови, — рассказывает хирург Первой городской больницы Алексей Попов.

— Чья это была инициатива?

— Мне сложно сказать, чья это была инициатива, и с кем это согласовывалось. За десять лет работы в больнице я вижу такое впервые. Сект и различных религиозных движений много. Если завтра придут адвентисты седьмого дня и попросят дать им слово — нам тоже придется их слушать? Я считаю это неправильным. Если хотите донести свои идеи — повесьте объявление с приглашением, кто хочет — тот придет. А приходить на обязательное внутриорганизационное мероприятие с религиозными проповедями — это уже перегиб.

— В Архангельске есть медицинский университет, где готовят врачей, которые работают потом по всему миру. В то же время именно в Архангельске прошел первый в России митинг врачей, который некоторые даже назвали революцией. Неужели у нас все так плохо?

— У нас есть медицинский университет и в то же время укомплектованность анестезиологами в центральной больнице города на протяжении последнего десятилетия не меняется — 30–35 %! Я бываю в других регионах, где нет своих медуниверситетов — но укомплектованность кадрами медучреждений там намного выше. Хотя, если сравнивать жизнь там и у нас, то в принципе везде одни и те же проблемы.

— Ректора СГМУ Павла Сидорова поймали на взятке — ваше отношение к его персоне?

— Если отбросить то, что решение о том была ли взятка или ее не было должен решить суд, можно говорить о том, что его деловые качества достаточно высоки. В медицинской институтской среде его воспринимают как топ-менеджера, генератора идей, без которого институт многое потерял.

— Вернемся к теме митингов. Зачем вам, уважаемому врачу, профессионалу своего дела участие в таких далеких от медицины мероприятиях?

— Два митинга врачей были организованы для того, чтобы я и мои коллеги могли нормально работать, иметь оборудование, нормальную зарплату и чтобы у нас была хотя бы минимальная укомплектованность кадрами. Участие в митингах против роста тарифов — мне лично тяжело оплачивать эти постоянно растущие расходы, поэтому я принял в них участие.

— Есть ли реальный эффект от митингов?

— После первых двух митингов нам впервые за 15 лет заменили часть оборудования. Была повышена зарплата у некоторых категорий врачей. Произошли определенные перестановки в среде чиновников от здравоохранения. То есть, можно считать, что эффект есть. Что касается митингов против роста тарифов — то я также считаю, что эффект есть. На проблему обратили внимание и президент, и премьер и другие федеральные чиновники. Поэтому проблема может решиться.

— Проблема коррупции глобальна для России. Считается, что взятки берут все от высоких чиновников в правительственных кабинетах, до простых гаишников, врачей…

— Я не беру.

— Но есть же факты, известны случаи, когда врачи за счет фармацевтических компаний ездят на «семинары», которые проходят на заграничных курортах, им делаются хорошие подарки. Кто-то просто берет деньгами…

— Я не исключаю, что такие случаи есть. Но, что касается нашего города и конкретно больницы, в которой работаю я — то у нас можно получить бесплатную и качественную медицинскую помощь. Если среди врачей есть коррупционеры — об этом обязательно надо говорить. Допустим, врач Иванов Иван Иванович берет за операцию деньги — надо придавать это огласке.

Сейчас государство отчасти перекладывает заработок врача на его плечи. Я знаю как в средней полосе врачи, имеющие степень кандидата медицинских наук, получают зарплаты по семь тысяч рублей. Естественно, на эти деньги он не может прокормить семью и государство фактически закрывает глаза на то, что он зарабатывает где-то на стороне или берет взятки. Но когда речь идет о коррупции среди чиновников, то это уже угрожает существованию и работе определенных отраслей, предприятий, тех же больниц.

Можно вспомнить доказанные дела о коррупции. О том же «венгерском кредите» 2003-го года на строительство областной больницы. Прокуратура и ФСБ доказали хищение пяти миллионов долларов из тридцати. Два миллиона ушли благодаря завышению цен на томографы. Три миллиона — при строительных работах. То есть тогда увели одну шестую часть кредита. В результате финансирования лишились 19 медучреждений области и три программы. Сейчас я не исключаю, что аппетиты возросли.

Есть другой пример. Фирма «Дельта Технология» в 2006 г. поставила в областной онкодиспансер томограф компании «Сименс» — «Sоmatom Emotion 16» за 69 млн. 300 тыс. Аналогичный новый аппарат приобрели в Ангарске в 2007 г. за 32,95 млн., во Владимире за 43,4 млн. Хотя утверждать, что кто-то своровал я не буду, может — кто-то просто сглупил?

— У президента и у нашей страны есть приоритетный нацпроект «Здоровье». Вы на себе и своей работе как-то ощущаете влияние этого масштабного и не дешевого проекта?

— Мы много писали, в том числе в федеральные СМИ о том, что государство фактически отказывается от финансирования высокотехнологичной медицинской помощи. Нам пришел ответ, что это не так — за год на такую помощь будет потрачено 36 млрд. рублей (что больше, чем в прошлом году). В то же время, по состоянию на 15 марта эту высокотехнологичную помощь получило 26 жителей нашей области, и для этого им пришлось ехать в другие регионы. А ранее на базе только нашей больницы ее бесплатно получало до 800 человек в год. Можно сделать определенные выводы. Когда идут отчеты о потраченных суммах на нацпроект «Здоровье» — все выглядит красиво, а когда мы смотрим — кому удалось реально помочь, то все выглядит по-другому.


Попов Алексей Анатольевич, 1979 года рождения, хирург Первой городской больницы скорой медицинской помощи. Выполнил более 1100 операций. Основное направление — эндоскопическая хирургия (является действительным членом Общества Эндоскопических Хирургов России). Автор патента на изобретение. Постоянный участник Всероссийских конференций.
1996 год — прощание со школой, на память дали серебряную медаль
2002 год — окончил СГМУ с красным дипломом, дважды потанинский стипендиат, 5–6 курс работал медбратом в ГКБ 1
2002–2003 год — интернатура по хирургии (жил в больнице)
Женат, воспитывает двух дочерей