Зачем покупают Мерседес или Тойоту?

Toyota AvensisКогда какого-либо чиновника спрашивают: почему вы ездите на такой дорогой иномарке? В ответ обычно можно услышать ссылки на то, что решение принимает не он, а хозяйственная служба органа власти, в котором он трудится.

Хозяйственные службы в свою очередь говорят о «соображениях безопасности». Какие такие «соображения» имеются в виду при выборе той или иной марки и модели дорого автомобиля обычно не разглашается. Ведь, в принципе, в уровне безопасности для пассажиров Лексуса, БМВ, Мерседеса, Ауди или любого другого авто в равных ценовых категориях — значимой разницы не существует. Везде есть подушки безопасности, укрепленные кузова, электронные системы, предупреждающие об авариях и т.д. и т.п. Так почему же выбор падает на тот или иной автомобиль?

Чуть более месяца назад руководство немецкого автоконцерна Даймлер АГ (производитель Мерседесов) призналось в подкупе чиновников в более чем 20 странах мира. Это признание стало возможным благодаря расследованию Минюста и комиссии по ценным бумагам и биржам США. Среди стран, чиновникам которых были сделаны «откаты», есть и Россия. По показаниям немцев, наши соотечественники-бюрокрты получили от них около 3 млн. евро на счета в одном латвийском банке. Часть взяток была сделана в виде подарков. Чтобы не доводить дело до суда немецкий автопроизводитель согласился заплатить штраф — 185 млн. долларов поступят в американскую казну. Интерес американцев не случаен. Их автопром не в самом лучшем состоянии, а тут представился интересный повод «поприжать» европейских конкурентов. Другие соперники из Японии также потратились в США.

Так концерн Тойота в первом квартале этого года потратил почти 900 тысяч долларов на минимизацию конфликта с американскими властями. Конфликт был вызван массовым отзывом японских автомобилей в США. Эти деньги были заплачены лоббистам, которые «налаживали отношения» между автопроизводителем и властями.

В пресс-релизах концерна говорится, что лоббирование интересов велось в сфере патентования, финансового регулирования, энергетических проблем — и ни слова о дефектных автомобилях. Однако этой проблеме было посвящено четыре слушания в Конгрессе и правительстве США, которые, по мнению многих экспертов, закончились весьма благополучно для японской компании.

Кроме того, ранее в американской прессе появлялись сообщения о том, что благодаря лоббированию своих интересов в сфере отзывных кампаний, которые контролируются правительственными организациями, компания Тойота сумела сэкономить за несколько лет около 100 миллиона долларов США.

Несмотря на это, Тойоте придется выплатить американскому правительству штраф в 16,4 миллиона долларов. Такую сумму с японской компании взыскало министерство транспорта США после того, как стало известно о преднамеренном сокрытии автопроизводителем информации о возможных дефектах в педали газа на их машинах.

Что же касается России, то позиции японцев здесь довольно сильны. Даже наши архангельские чиновники предпочитают ездить исключительно на машинах этой марки. Достаточно посмотреть на кортежи главы региона. Не так давно гремел скандал вокруг закупки внедорожника от Тойоты для мэра Архангельска. Но когда эта информация всплыла наружу, покупку джипа отменили. Однако спустя некоторое время в мэрии решили вместо «Тойоты Ленд Крузер Прадо» купить «Тойоту Авенсис». Откуда такая тяга к японским производителям?...