Еду Как Хочу! Блатные номера — дешевый «понт»?

ПонтыАвтомобиль, в отличие от длинных ног у девушки — давно не роскошь, а средство передвижения. Но многие автолюбители страстно хотят выделиться из общей толпы. Как это сделать? В начале 90-х для этого железных коней украшали различными наклейками со словами на иностранном языке (зачастую не понимая их истинного значения).

Сейчас делают аэрографию — наносят всевозможные рисунки. Те же, кто хочет выделиться еще больше, стараются заполучить номер, с как они считают «красивым» сочетанием букв и цифр. Синие ведерки (мигалки) кому попало, сейчас не дают — не доросли, поэтому вся надежда на «красивые номера». «Красивым» принято считать те, где есть повторяющиеся цифры. Еще круче — если удастся заполучить заветный набор букв в номерном знаке.

Гниль в головах

Откуда же взялась эта магия символов в мыслях людей? Ведь, перед богом все равны. Рыба, как известно, гниет с головы. Так и вера в особенность и стремление указать на свою привилегированность началась с «верхов» нашего общества. Так повелось, что автопарки правительственных структур получали номера в ГАИ в особом порядке. За каждым ведомством, будь то спецгараж ЦК, КГБ или МВД и других ведомств закрепляли определенные серии номеров. Так было удобнее опознать «своих». Эта традиция перешла из Советского Союза и в постсоветскую Россию.

До 1 февраля 2007 года существовала серия номеров без кода региона, с большим изображением российского триколора в соответствующей секции. Такие автомобили принадлежали высшим органам государственной власти, большинство из них было оборудовано специальными световыми и звуковыми сигналами, позволяющими пользоваться привилегиями в дорожном движении, которыми часто злоупотребляли. Служба безопасности дорожного движения не применяла к водителям таких автомобилей штрафных санкций и, руководствуясь внутриведомственными инструкциями, не останавливала их при нарушении правил дорожного движения. После отмены большинство таких машин получили номера с серией «А…МР97».

Что же до чиновников пониже и ведомств «пожиже», то для них также выделяются другие кодированные знаки. Так, «А…МО» — мэрия Москвы. Серия «три Ольги» — «О…ОО97», по легенде раньше принадлежала сотрудникам московского ФСБ. Потом эти три Оли перекочевали в разряд обычных, но для необычно богатых и влиятельных людей.

Особо следует рассказать о серии «Е…КХ». Эта спецсерия с кодом московского региона, устанавливалась на машинах Федеральной службы охраны (ФСО) РФ, занимающаяся личной безопасностью первых лиц. Есть такая легенда: начальник ФСО Юрий Крапивин однажды решил обсудить с президентом России Борисом Ельциным, какие еще буквы в дополнение к официально закрепленным за его ведомством «ААА» отдать под номера охраны. Решили, что «ЕКХ», расшифровывающаяся как «Ельцин плюс Крапивин будет Хорошо» — будет звучать неплохо. В народе же эту аббревиатуру обычно расшифровывают так: «Еду как хочу» или вообще как, извините, «Е.. кого хочу».

Один из последних политических мифов о значении спецсерий, это приписывание партии власти номеров «Е…РЕ» — «Единая Россия Едет»!

29 RUS

Есть в этой магии букв и региональная специфика. Так в Архангельской области раньше было очень достойно иметь на бамперах «Т…ТТ29». Считалось, что обладатель этих номеров очень близок к областной власти. Теперь первые лица зачастую ездят на машинах с «Р…РР29» — ну, любят порычать. Есть у нас среди региональных бюрократов и поклонники «Е…КХ29», правда, получили они эти номера еще, будучи бизнесменами, выросшими в суровые 90-е. Поэтому не будем судить их строго, а лучше пожелаем им крепкого морального здоровья.

Цена вопроса

Получить номерной знак с вожделенным числом не просто. Если, конечно вы не сотрудник ГИБДД или не обладаете с ними хорошими связями. Но не стоит отчаиваться. Деньги могут открыть почти любые двери. Весь вопрос в их количестве.

Так в Москве сумма за простой «красивый» набор цифр колеблется от 300 до пары тысяч долларов. А если требуется еще и «красивые» буквы — то речь может идти о десятках тысяч долларов.

Примерно такая же ситуация и в провинции. Недавно в Ростовской области сотрудники ФСБ задержали гаишника, который взял от коммерсанта 320 тысяч рублей. Взамен он пообещал достать номер серии «А…АА». Эти регистрационные номера обычно выдавались главам администраций районов Ростова, мэрам городов области. Приняв деньги от просителя, гаишник элементарно «кинул» его. Поэтому автолюбитель и обратился к чекистам за помощью. Теперь сотруднику автоинспекции грозит срок от двух до шести лет за покушение на мошенничество. Хотя, скорее всего он отделается штрафом.

Говорят, что подобные ситуации происходят и в нашем регионе. Так, за практически такую же сумму (12 тысяч у.е.) один архангельский предприниматель год назад «купил» себе номер на новенький внедорожник. Но, как отмечают «эксперты» — явно переплатил. Это можно было сделать гораздо дешевле, просто стоило обратиться к менее жадному сотруднику правопорядка или хотя бы поторговаться.

Моральные деньги

Ничего криминального в желании людей ездить на машинах с определенным номером нет. Для кого-то определенные числа вызывают приятные воспоминания и ассоциации, а кого-то пугают сочетания цифр в силу личных суеверий. Но коррумпированность силовиков и неповоротливость законодателей создает на ровном месте шанс для сотрудников милиции брать взятки. Во многих странах мира принята практика продажи идентификационных автомобильных номеров.

В Таджикистане недавно провели аукцион, на котором открыто продавали всем желающим регистрационные знаки. Самым дорогим оказался номер с цифрами «0100», его купили за 9000 долларов. Номер «0707» ушел за 1,5 тысячи. Немного.

Но Таджикистан — не показатель в плане сумм вырученных бюджетом от такой торговли. Все-таки одна из беднейших стран. Например, в Англии за номер «М1» было заплачено 331,5 тыс. фунтов стерлингов. Там же, в Британии, ливанец Набил Бишара купил жене номер «1D» за 513 тыс. долл.

В ОАЭ номерные аукционы проводятся с 2000 года. За это время в Дубаи прошло 53 аукциона. Так в 2008 году шейх Саид Абдул Гаффар Хури приобрел номер с числом «1» за 14 миллионов долларов. Причем сам Саид Абдул считает, что хорошо сэкономил, потому как предполагал, что номер обойдется ему вдвое дороже. Деньги, вырученные с этих торгов, идут в фонд помощи жертвам дорожно-транспортных происшествий. Поэтому блажь и щегольство нефтяных магнатов не сказывается негативно на их имидже в глазах соотечественников. Вместе с тем, правительство Саудовской Аравии запретило неприличные аббревиатуры на номерах. В перечень неугодных попали: «SEX», «ASS» и… «USA» — такие вот неприличные слова у арабов. Что касается американцев, им разрешено наносить на номер собственные имена, фамилии, псевдонимы и т.д. Но, американские власти регулярно обновляют список запрещенных слов, куда уже входят «SEXVAN», «KSMYBT» и «PRNOSTR». То есть, деньги, конечно, не пахнут, но и рамки морали соблюдаются…