Изменчивая мода

Лысая девушкаЧто сказали бы вы, если бы произошла такая невероятная вещь: какая-нибудь ваша хорошая знакомая «в здравом уме и трезвой памяти» из эстетических соображений решила бы побрить голову и гордо расхаживала бы в таком виде? Понятно было бы ваше удивление, досада или даже возмущение.

Возможно, негодование ваше усугубилось бы еще и тем, что вы вспомнили бы публиковавшееся в нашей печати сообщение о распространении такой моды на Западе. «Ага! — воскликнул бы в этом случае какой-нибудь усердный ревнитель чистоты манер и нравов. — Вот оно что! Понятно, откуда это берется!»

Однако подобное заключение было бы преждевременным. Такой обычай (или, если угодно, мода) существовал не в дальних странах, а именно на Руси, и нигде, как в самом Великом Новгороде. Причем церкви пришлось немало повоевать, чтобы искоренить этот народный обычай.

Но кто же все-таки ближе к идеалу прекрасного — наши соотечественники-предки или мы, не разделяющие их восторгов по поводу безволосых женщин. Чтобы ответить на этот вопрос, давайте обратимся к другому примеру. Мы с вами чистим зубы. Нам кажется, что это красиво, когда у человека белые зубы.

Но что сказали бы об этом другие народы, которые, наоборот, уверены, что быть белозубым — это отвратительно? Именно поэтому на Новой Гвинее, например, зубы красят в черный цвет. Можно было бы привести немало таких примеров. Очевидно, представление о прекрасном у различных народов и в разные эпохи совпадает далеко не всегда.

Возможно, некоторые «требования моды» других народов или эпох могут показаться нам странными или даже смешными. Но прежде чем смеяться, подумайте о том, насколько странны и смешны должны быть многие наши обычаи в глазах других. У нас, например, нет моды, чтобы женщины носили в носу кольцо. А в некоторых районах Африки женщина без большого кольца в носу выглядела бы, по мнению африканцев, донельзя смешно и даже неприлично. На вопрос Давида Ливингстона, зачем они продевают в нос такое кольцо, ему не без удивления ответили: — Для красоты, конечно. У мужчин есть борода и усы, а у женщин нет. На что же была бы похожа женщина без кольца в носу? У нее был бы рот, как у мужчины, но без бороды. Вот смех!

Если отрешиться от всех уродливых форм, в которые нередко выливается мода и погоня за модой, нужно признать, что любого человека мода может поставить перед довольно сложной дилеммой. Например, может возникнуть такой вопрос: это модно, но мне не идет; это не имеет отношения к моде, но мне к лицу.

В худших случаях, которых, впрочем, большинство, побеждает мода. И нельзя, очевидно, найти лучшей иллюстрации того, как стремление следовать моде побеждает и здравый смысл и логику, чем следующий пример. Когда французская королева Мария Антуанетта, ожидая наследника, стала носить широкие наряды, скрадывавшие ее фигуру, вся Франция вдруг наполнилась «беременными» женщинами.

Выглядеть «беременной» стало модно. Срочно распарывались и перешивались юбки и платья. Та женщина, которая решилась бы не последовать этому, выглядела бы в глазах остальных безмерно старомодной, пожалуй, даже вульгарной.

Точно так же как в последней трети прошлого века в Англии не было ни одной мало-мальски следящей за модой дамы, которая бы... слегка не хромала. Почему? Потому что этим отличалась тогдашняя законодательница мод принцесса Уэльская, страдавшая ревматизмом.

Источник: strigoi-mortii.net