Переворот будет?

Глеб Павловский — кремлевский политтехнологДезинформация или предупреждение?

Аккурат после первомартовских выборов кремлевский политтехнолог Глеб Павловский в интервью «Московскому комсомольцу» предположил, что в России возможен переворот. Вероятность: 1 к 9. В составе бунтарей — часть крупного бизнеса, люди в верхах федеральной власти, столичные круги и некоторые губернаторы. Мол, на волне экономического кризиса, массовой безработицы и ослабления авторитета тандема Медведев-Путин (фамилии располагаем согласно порядка заглавных букв в алфавите) возможно проявление «контры» — внутренних врагов действующей политической системы, желающих заполучить полный контроль над страной в свои руки по сценарию, похожему на «Киев-2004» или «Москва-1991».

Согласно умозаключениям уже довольно немолодого одессита, революционную ситуацию в условиях кризиса можно создать искусственно затягивая прохождение средств. То есть, банкиры не выдающие кредиты предприятиям или делающие это завышая процентные ставки — потенциальные заговорщики. Результат их действий: предприятия без денег — рабочие без зарплаты и работы, а если предприятие градообразующее — получите «Новочеркасск-1962». Хотя, пушечным мясом для революции может стать не только пролетариат вышедший из-за станков, а и офисный планктон — клерки, потерявшие работу и не желающие идти подметать улицы, переучиваться на слесарей-электриков и переезжать в тьмутаракань, осваивать целину...

Переворот будет?Классика революции

Последователь Маркса и предводитель революции вошедшей в историю под названием «Октябрьской», великий и ужасный Владимир Ильич Ленин считал, что смена режима возможна лишь при одновременном наличии некоторых факторов. Вкратце, это: «немощь верхов», «нежелание низов», наличие революционной партии, способной взять власть. То есть, переводя на современный язык, ситуация перехода власти в другие руки возможна у нас если:

— Если «тандем» откажется от силовых мер борьбы с «контрой». В это верится с трудом — Путин не пошел на поводу у либералов в самом начале своего прихода во власть, усиливая влияние роли государства на все сферы жизни россиян. Вертикаль за последние годы настолько расширилась, что учитывая инициативность и последовательность чиновников на местах, скоро может превратиться из вертикали в бесконечную горизонталь. Изменять внутреннюю политику под прессом внешних трудностей — не в характере премьера. А Медведев, за год своего президентства, не дал ни одного повода усомниться в своей последовательности курсу, начатому ВВП.

— Если население перестанет доверять словам лидеров страны, если безработица приобретет действительно массовый характер, если инфляция выйдет из-под контроля и съест и без того мизерные пенсии, зарплаты бюджетников и недавно предусмотрительно повышенные пособия по безработице. Жаль конечно, но этот фактор кажется вполне возможным к воплощению в жизнь. Почти безграничное доселе доверие высказываемое президенту и премьеру может легко пострадать от действий или бездействий чиновников на местах. Не сможет помочь в этом случае и система тотального пиара — разницу между картинками из телевизора и сценами из жизни будет слишком разительна... Ошибочные действия финансового блока правительства в самом начале кризиса (в которых недавно признался наш земляк Кудрин) в итоге не содействуют более мягкому прохождению кризиса и по мнению подавляющего количества экспертов последствия будут негативными, рост безработицы и инфляции — всего лишь первые ласточки…

— Если в России появится действительно сильная и действительно оппозиционная партия. Пока на отечественном политическом поле таких, совмещающих в себе эти два признака партий не наблюдается. Есть псевдооппозиция — партийные структуры искусственно созданные и искусственно поддерживаемые Кремлем, для создания видимости многополярности внутренней политики в РФ. Получить власть в свои руки для них — одновременно недостижимый и нежелательный результат, так как в таком случае им пришлось бы отвечать за все происходящее в стране, работать и т. д. Есть структуры (назвать их партиями сложно), созданные опальными чиновниками и политиками из 90-х, на деньги опальных олигархов и западных спонсоров, но не имеющие реального влияния на народные массы, не имеющие сильной партийной структуры, идеологии (хотя, справедливости ради, как таковой ее нет ни у одной существующей партии в стране). Цель их существования — в существовании. Чтоб было. Чтоб был статус у их лидеров — могут пригласить на Запад, показать по ТВ, можно получить денежку от фондов «развивающих демократию на планете». Да и чем черт не шутит — когда-нибудь можно будет опять оказаться у власти…

Вариант «революция извне». Заграница нам поможет?

Пожалуй, ни одна из революций и переворотов последних десятилетий не проходила без поддержки извне. Явно или тайно, но все смены режимов в странах бывшего соцлагеря проходили при поддержке со стороны США и стран Западной Европы. Если копнуть глубже, то можно вспомнить Петроград 1917-го — всплывает финансовая помощь воевавшей с нами Германии, волнения в Петербурге 1905-07 гг., предполагается, были спонсированы на деньги японского генштаба (опять же во время войны с нашей страной).

Но, вернемся в настоящее. Цветные революции в странах СНГ послужили сигналом для Москвы. Предчувствуя цветную угрозу, руководство РФ в последние годы приняло ряд контрмер, упреждающих стандартные технологии проведения современных переворотов. В том числе, изменено законодательство, касающееся общественных организаций, политических партий, порядка массовых собраний и выступлений, выборов...

Создать сейчас новую партию и пойти с ней на выборы — крайне сложно, то есть проявление кардинально иной политической стратегии вне существующей конъюнктуры на легальной основе практически невозможно. Следовательно, воспользоваться выборами, опротестовать итоги и поднять волну народного негодования — это фантастика. Политическая система и элита практически полностью изолирована от непосредственного влияния извне.

Усилен контроль за финансированием общественных движений — получить деньги из-за рубежа на организацию революции стало также труднее. Пролоббировать свои интересы в парламентах и партийных структурах используя официальные денежные потоки стало для Запада невозможным — в результате, некоторые правые движения лишились своих основных источников доходов. Одна надежда на «агентов влияния» — людей получивших образование за рубежом, воспитанных на тамошних ценностях массовой культуры и «завербованных» в младые годы. Такие есть, но их, слава богу, не так много для такой большой страны как Россия.

Усложнилась процедура разрешений на проведение митингов, пикетов, демонстраций и прочих общественных и публичных мероприятий. При желании запретить их, отказать в проведении — проще простого. Следовательно, легально вывести на улицу народ и спровоцировать массовые беспорядки и выступления — стало более опасным и трудоемким делом для организаторов. У власти всегда будет аргументированное законом право разогнать по норкам любую стаю революционеров. Периодически проходящие в больших городах «марши несогласных» — разгоняются милицией без особых проблем для Кремля на внешнеполитической арене — «все в рамках действующего законодательства».

Карта Ходорковского

Создать действенную оппозицию без лидера — также невозможно. Во главе любого революционного движения, хунты — всегда есть лицо, человек за которым пойдет народ и который потом возьмет на себя ответственность в случае поражения, или возглавит новый режим в случае победы. Ленин, Кастро, Мао, Ющенко, Саакашвили… Переворот без главаря — «восстание декабристов»…

Способен ли кто-то из существующих в России оппозиционеров возглавить переворот? Павловский в своем интервью не назвал ни одной возможной кандидатуры. Это не удивительно. Кандидатуры Лимонова, Немцова, Каспарова (часто упоминаемых в иностранных СМИ) — ни населением ни властью всерьез не воспринимаются. Их имидж основательно подпорчен (в том числе и благодаря усилиям нашего героя).

Михаил Ходорковский — опальный олигарх, заработавший свое состояние в ельцинскую эпоху безвластия. Он мог бы стать своеобразным «мучеником», пострадавшим от власти — таких любят в народе. Но, сидя в тюрьме стать лидером сложно, надо сначала выйти на свободу — а этого пока не предвидится. Впереди, скорее всего, еще один срок. Так что, стать в глазах населения бывшим успешным бизнесменом, бывшим политзаключенным у него получится только, после очередных выборов Президента — тогда, глядишь его и подзабудут, да и кризис закончится…

Отсюда следует, что возможный «главарь» (если он существует) — в рядах действующей власти. Некая личность в высших сферах с большими амбициями и нереализованным потенциалом. Кто это — Павловский может быть и знает, но, пока точно не скажет…

Свобода СМИ

Еще один шаг, сделанный властью и лишающий оппозицию каких-либо шансов на успех — взятие под контроль массовых коммуникаций. В самом начале третьего тысячелетия самый важный канал управления обществом — телевизионный. А он в России сегодня практически полностью принадлежит государству, а, следовательно, отражает официальную, не оппозиционную точку зрения. Все основные телеканалы, радиостанции, печатные СМИ — прямо или косвенно работают в интересах действующего правительства. Единственный выход для «заговорщиков» — набирающий аудиторию интернет. Но и там делаются попытки усилить влияние надзорных структур государства.

Утечка

Глеб Олегович Павловский — политтехнолог, руководитель Фонда эффективной политики, называвший себя одним из авторов проекта «Приемник» (результат — приход к власти Путина). С трудом верится в то, что такой очень приближенный к администрации Президента человек стал бы делать заявления о возможном перевороте в стране без согласования с руководством оной. В конце концов — он же не враг своему благополучному положению в рядах кремлевской элиты. Тогда получается, что слова Павловского — запланированный информационный вброс, «санкционированная утечка». Зачем? Скорее всего для того, чтобы подготовить общественное мнение к предстоящим кадровым переменам в высших эшелонах власти — на региональном (особенно) и федеральном уровне. С другой стороны — это явный сигнал, всем, кто вздумает попытаться воспользоваться ситуацией и начать «раскачивать лодку» — устами Павловского, Кремль говорит: «мы все знаем, знаем о чем вы думаете и не вздумайте это делать…»

Архангельск-2...

Архангельск никогда не был столицей революций и вряд ли ей станет. Причин несколько. С одной стороны, поморский менталитет — суровое северное спокойствие, рассудительность и хладнокровие. Условно говоря, нашему избирателю гораздо важнее собрать свой скудный урожай на грядках, чем отстоять свой политический выбор. Превратить площадь Ленина в киевский майдан — дело бесперспективное. Ну нет у нас в крови «гена безрассудной самостийности». Столица Русского Севера слишком далека от настоящих столиц — большинство проблем можно списывать на Москву, а достучаться до нее... Политическая элита области далеко не кладезь реформаторов, радикалов и революционеров. Скорее — музей восковых фигур, проще говоря — болото. Сколько ярких политиков и чиновников федерального уровня дала наша область стране? На ум приходят фамилии Вишнякова, Кудрина (и то с натяжкой — отучился пару классов в школе и уехал) и еще пары людей, запомнившихся своими судебными и коррупционными делами… С другой стороны, вольные или невольные помощники революции — хозяева архангельских торговых сетей, транспортники и коммунальщики, поднимая цены и тарифы, в случае поступления сигнала «сверху» могут быстренько умерить свои немаленькие аппетиты (хотя бы на время) — и накал социального негодования резко пойдет на спад. При этом, они активно стремятся войти в вертикаль власти для защиты своих коммерческих интересов…

Таким образом, дорогие читатели, жизнь в нашем городе не предвещает каких-либо массовых волнений и переворотов. Это хорошо, плохо то, что зная об этом власть не будет шибко пахать и отстаивать интересы простого населения, за исключением времени предвыборных кампаний…