Другой взгляд

Михаил Касьянов — председатель «НДР»Михаил Касьянов хочет приехать в Архангельск

Его имя в коридорах власти сегодня, мягко скажем, не популярно, простые жители страны уже просто начали забывать о его суествовании. Некогда успешный чиновник, сделавший головокружительную карьеру, взлетев на самый олимп — он с треском упал, чуть не разбившись. Экс-премьер, экс-министр финансов правительства России, бывший коллега и подчиненный Владимира Путина — сегодня ярый противник действующей власти. Последние три года — председатель общероссийского общественного движения «Народно-Демократический Союз».

Уроженец города Солнцево Московской области после ухода со своего поста получил прозвище «Миша — два процента» (во взимании такой суммы отката его обвиняли некоторые журналисты). Но, не пойман — не вор. А в тюрьме он не сидел, значит, эти слухи можно воспринимать как проявление черного пиара. Занявшись публичной деятельностью без ранга чиновника класса А — он потерял доступ к центральным телеканалам. Будучи когда-то допущенным, к самым секретным государственным тайнам России, Михаил Касьянов сейчас редко общается с широкой аудиторией. А если и происходят такие мероприятия, то информации о них — минимум. Такое почти полуконспиративное мероприятие на днях состоялось в Архангельске.

Место собрания: Пур-Наволок Отель, конференц-зал. Место, облюбованное представителями правящей партии, компаниями сетевого маркетинга, последователями западных церквей и т.д.

Публика: 30 человек. Помимо организаторов, членов НДС, еще несколько журналистов, известный в городе адвокат и пара общественников. На входе — молодой человек регистрирует пришедших и выдает газетки и диски с фильмом о нелегкой судьбе Михаила Михайловича. За многочисленностью собрания организаторы явно не гнались. Все участвующие — по предварительной записи, через знакомых. Но прокрались туда и мы.

Время: вечер 26-го марта.
Формат: телемост.
Тема: «Мировой кризис и социально-экономическое положение в Архангельской области и РФ».

Бывшее второе лицо государства поделилось с собравшимися своими взглядами на прошлое, настоящее и будущее великой страны. Сразу скажем, сценарий развития ситуации в России, предложенный бывшим премьером — очень пессимистический, а отзывы о действиях действующего правительства — весьма не лестные... Лицам особо нервным и впечатлительным — лучше пропустить дальнейший текст и пойти заниматься своими обычными мирскими делами. Если же не пропало желание узнать другой взгляд на наши общие перспективы, читайте, но заранее не пугайтесь — это ведь всего лишь мнение одного из многочисленных экспертов-политиков.

Решение о том, публиковать или не публиковать в нашей газете столь неоднозначную фигуру на политическом пространстве России далось нам не сразу. В глазах некоторых властьимущих появление этого лица на газетной полосе могло бы показаться проявлением чрезмерно оппозиционного мнения. Но, мы всегда стремились и стремимся предоставить разным политическим силам трибуну для высказывания своего мнения, в том числе и не совпадающего с мнением действующей власти. В конце концов, замалчивание какой-либо кардинально иной точки зрения на происходящее в стране может закончиться «информационным и социальным взрывом». Лучше дать один раз право высказаться, чем способствовать накоплению негатива. В итоге, путем всеобщего редакционного голосования, мы приняли решение — не закрывать глаза, не делать вида, что никакой беседы не было.

Также, заранее предупреждаем, что мнение редакции во многом не совпадает с мнением собравшихся на «тайной вечери». Итак, публикуем практически полную версию диалога.

Вопрос ведущего дискуссии:

— Наша область долгие годы была всероссийской лесопилкой, валютным цехом страны. Финансовый кризис сильнее всего ударил по этой отрасли. Другие страны, находящиеся в схожих климатических условиях хорошо развив эту отрасль промышленности, тем не менее, успели развить и более высокотехнологические сферы экономики, например — микроэлектронику (намек на Скандинавию — прим. ред.). Нам же в Архангельске этого сделать не удалось. Напротив, занимались поддержкой традиционного экономического уклада. Может, не стоило так вкладываться в лесную отрасль, а развивать другие направления?

— Я отвечу на ваш вопрос, но позвольте прежде поприветствовать коллег. Я очень рад возможности пообщаться сегодня посредствам таких новых средств связи как телемост с представителями общественности Архангельска и Архангельской области. Это очень важно, что в силу ограниченных возможностей мы пытаемся донести свои взгляды на происходящее и взгляды на будущее…

Кризис. Я бы не стал говорить, что основная причина — это мировой кризис. Мировой кризис, безусловно, существует, но, в первую очередь, кризис существует в Российской Федерации. Кризис был неизбежен.

На протяжении последних трех лет мы в своей партии, в российском «Народно-Демократическом Союзе» многократно обсуждали и предупреждали наших коллег по другим партиям, наших сторонников в регионах, просто граждан о том, что курс, который был сформирован в последние четыре года, курс, сформированный под руководством Владимира Путина (сегодня продолжается его развитие под его же руководством, но еще и с участием Дмитрия Медведева) — этот курс неизбежно привел бы к кризису, вне зависимости от состояния мировой экономики. Но, падение мировой экономики весьма ускорил (по моим оценкам — на два года) приход этого глубокого кризиса в Россию. Я это утверждаю по очень простой причине — корни этого кризиса закладывались в РФ преднамеренным нежеланием вовлекать граждан в управление страной, нежеланием дать возможность гражданам сформировать новые источники социальной поддержки для себя, в том числе создавать рабочие места (я имею ввиду поддержку и свободу предпринимательства) — для того, чтобы граждане сами могли сформировать свое будущее. Сегодня, когда экономический кризис в полный рост пришел в наш дом — Российскую Федерацию, к нему добавляется социальный кризис, и без сомнения это перерастет в системный кризис, к которому добавится и политическая составляющая.

Когда мы говорим о том, что надо делать, чтобы выйти из кризиса — делать надо то же самое, что мы хотели делать три-два года назад, а именно — менять всю административную систему, менять этот политический курс, который проводит нынешнее руководство страны. По одной простой причине — отсутствие поддержки граждан. Я утверждаю, что это так. Те рейтинги, которые крутит телевидение и пресса (все они контролируются властью) — они говорят иногда о популярности конкретного лица, а в большинстве случаев — это просто лавирование или манипуляция общественным мнением. Нет такой поддержки граждан, рейтинга доверия в 50%, популярности в 70%. Нет такого доверия к сегодняшней власти. Это вы знаете лучше меня…

Говоря об экономическом кризисе. Мы с вами ощущали еще в сентябре месяце прошлого года, что беда надвигается по той простой причине, что и российский рынок и состояние российской экономики, и попытки российских властей сдержать национальную валюту начали сталкиваться с большими трудностями. Тем не менее, не хотели верить, что кризис идет и продолжали упорствовать в своих заблуждениях о том, что все пройдет мимо, плавно пересидеть, переждать. Много всего было сделано не правильно, много времени упущено, а самое главное — что нас ждет впереди. Поэтому, анализируя действия властей на протяжении последних шести месяцев, хочу сказать, что власти по-прежнему не намерены производить изменения в своем политическом курсе, который включает и общественно-политическую жизнь и конечно экономический курс. Не желает менять ничего. Не желает вовлекать граждан в управление страной, не желает прислушиваться к мнению — как граждане хотели бы формировать свое будущее… При этом я, конечно же, имею ввиду возможность участвовать в выборах в местные советы, городские советы, выборах в законодательные собрания областей, парламента РФ, Президента. Выборы — это первый фундаментальный демократический институт присущий любому демократическому государству. В нашей конституции это записано… Все понимают, что граждане не участвуют в управлении нашей Российской Федерацией. Главный институт демократического государства — уничтожен… Выборы декабря 2007-го года и марта 2008-го года ярко демонстрируют, что этого института не существует.

Михаил Касьянов — председатель «НДР»Говоря об экономике, я утверждаю, что власть до сих пор не делает серьезных выводов из происходящего. Очень важно посмотреть на те действия, которые происходили в последнее время, а именно: несмотря на, казалось бы, осознанное решение о необходимости переноса повышения налогов… правительство идет на повышение налогообложения бизнеса. Это означает, что главная спасительная палочка в борьбе с безработицей — поддержка малого предпринимательства (и в этой связи необходимость снижения налогов на малый бизнес), там, где могли бы быть созданы рабочие места для тысяч и тысяч, и миллионов увольняемых сегодня людей — этот путь властью фактически полностью закрыт… Это относится и к сфере лесного и деревоперерабатывающего комплекса. В Архангельской области много предприятий работающих как на лесосеке, так и в деревопереработке. Безусловно, для них это будет чрезвычайно больно. Поскольку это связано с той зарплатой, которую они должны платить. Когда налогообложение увеличивается — любые предприниматели будут стараться не только не увеличивать заработную плату, но и стараться снижать, чтобы не платить больше налогов. И так во время кризиса не на что выплачивать заработную плату, поскольку спрос падает и продукцию сложно реализовать. Увеличение налогообложения будет в большей степени стимулировать уход в «серые схемы» выплаты заработной платы.

Важно, видеть еще две фундаментальные вещи: первое — безработица и ощущение, что завтра можно потерять работу, второе — рост цен. Две эти вещи работают у нас одновременно, в отличие от других стран, где, когда падает производство и снижаются темпы экономического роста — падают цены на товары. У нас все происходит наоборот. И, видите, власти уже соглашаются с самыми пессимистическими прогнозами, о том, что безработица все-таки будет выше, чем они предполагали. Когда в декабре я настаивал в своих прогнозах, что безработица к концу 2009 года достигнет 10 миллионов — никто не верил и все считали, что я нагнетаю страсти на пустом месте. Уже сегодня объявлено, что безработица — 6,4 миллиона человек. Это только еще март месяц, нет статистики за конец марта. А мы знаем о новых объявлениях, о сокращении тысяч человек на больших предприятиях. К концу года безработица может, будет еще и больше такой крупной цифры как 10 миллионов, а это примерно 13% трудоспособного населения — это критическая цифра. Но, при этом не падают цены на товары, которые потребляет каждый гражданин, и самые главные — продовольствие, жилищно-коммунальные услуги, медикаменты, транспорт. Цены-то растут! Правительство не останавливает повышение тарифов на услуги естественных монополий, такие как на газ, электричество, железнодорожный транспорт. Наоборот, тарифы растут по указанию правительства. При этом мы знаем, что огромные долги, которые должны выплачивать корпорации, частные, квазигосударственные корпорации и которые получают огромную поддержку со стороны властей — эти же корпорации продолжают повышать тарифы. Частные корпорации решают свои проблемы связанные с внешними долгами.

Вместо осознания никчемной политики в сфере предпринимательства и в сфере структурирования самого бизнеса — правительство за счет всех налогоплательщиков выплачивает огромные суммы для решения частных проблем этих частных бизнесменов. Посмотрите, что происходит с ростом цен — уже объявлено, что за первое полугодие текущего года, скорее всего, инфляция достигнет 10%. Это означает, что по итогам года она будет не менее 17%... Падает уровень жизни, меняется стиль жизни каждого человека… Взамен того, чтобы пересматривать подходы, которые продемонстрировали свою ошибочность, вместо этого правительство продолжает упорствовать в своих заблуждениях, а именно, считать, что кризис пройдет мимо и все восстановится как это и было. Ничего этого не будет. Проблемы останутся. И надеяться на то, что нефть снова будет стоить 100-140 долларов за баррель — это мечты совсем иллюзорные и просто непозволительно такими категориями рассуждать. Когда уточняется и пересматривается бюджет на текущий год — мы видим, какие приоритеты ставит перед собой правительство. Совершенно очевидно, что повышаются расходы по сравнению с 2008 годом на содержание ФСБ, МВД, Правительства, на Прокуратуру, на пропаганду — телевидение. Это означает, что вместо концентрации усилий на решение главных проблем — занятости и проблем борьбы с инфляцией, правительство продолжает бояться граждан и усиливает силовой аппарат. С тем, чтобы эти граждане не смели это правительство. Посмотрите — за счет чего это происходит. За счет того, что сокращаются расходы в других сферах. Оказывается, что сокращаются расходы на культуру, на народное строительство, в том числе по региональным бюджетам — а там могла быть обеспечена дополнительная занятость… Возвращаясь к лесному комплексу — когда фактически отсутствуют заказы на пиломатериалы, это связано с этими сокращениями…

Объем средств, выданных частным корпорациям, во много раз превышают такие расходы как на здравоохранение. И теперь, когда сокращаются социальные расходы — можно предполагать, какие цели ставит перед собой нынешняя власть.

Помимо сокращения социальных расходов, в России за последние годы впервые будет дефицит бюджета — такой критический как 8% от валового внутреннего продукта (умышленно не употребляем сокращенную аббревиатуру — прим. ред.). И это все будет профинансировано за счет резервного фонда, средств накопленных в предшествующие годы и которые называли фондами будущих поколений. Более того, мы понимаем, что этого не хватит уже в следующем году. И сегодня мы уже слышим заявления Минфина о том, что в конце текущего года придется заимствовать за рубежом. Мы это уже проходили и не один раз. Ну нельзя же ходить по кругу, зная это! Это как специальные преднамеренные действия.

Конечно, очень скоро мы поймем, что спад промышленного производства будет не 2—3%. А уже будут по 10—15% в месяц. Темпы падения объема промышленного производства выше, чем в 98-ом, чем в 92-ом году, в результате распада СССР.

В этом году будет, впервые после Второй мировой войны, совокупный спад мировой экономики. А для нас, для нашей страны (руководители которой не проводят никаких преобразований для диверсификации экономики, продолжая держать ее, как зависимо сырьевую) кризис будет во многом тяжелее. Конечно, к концу года ситуация будет еще хуже. Мы, как выражаются финансисты, еще не достигли дна в своем падении. В конце года следует ожидать дополнительной девальвации рубля — до 40 рублей за 1 доллар, поскольку во второй половине года предстоят большие выплаты по внешним долгам корпораций, которые правительство обязательно профинансирует. Поэтому нехватка валюты будет сказываться на девальвации. Ситуация будет очень негативной. Поэтому нам всем надо думать, как из нее выходить. Обычными способами — настройки одного или другого сектора экономики, промышленности или ЖКХ — этого не решить. Системный кризис требует системных решений. Системные решения — это изменение всей административно-политической конструкции, созданной в последние два года нынешними руководителями, под руководством Путина, главным образом. Вредной системы, разрушающей будущее страны, ведущей страну к распаду — эта система должна быть немедленно заменена. Люди должны получить свои политические свободы. Они должны понимать, что они могут избирать, кого они хотят в органы власти, как в муниципальные, региональные органы власти, так и в федеральные. Без этого системный кризис не решить… Нужно срочно отменять все барьеры и ограничения на выборах и срочно проводить выборы. Через полгода после отмены — нужно проводить выборы, формировать действительно поддерживаемые населением органы власти. В каждом регионе обсуждать (учитывая региональную специфику) программы выхода из кризиса. Прежде всего, социально-экономические программы. Это в первую очередь борьба с ростом цен и борьба с безработицей — создание рабочих мест. Предприятия, которые увольняют рабочих, делают это не из-за вредительства — потому что предприятия стали нерентабельными и они не могут производить те объемы продукции, что производили еще вчера. Поэтому надо дать возможность людям создавать самим предприятия, которые будут производить товары и услуги, которые будут пользоваться спросом…

Нужно требовать от нынешней власти, перед тем как она уйдет (!), чтобы она сделала важные вещи: отмена всех ограничений по деятельности политических партий, отмена ограничений по выборам и объявление досрочных выборов через полгода после отмены ограничений. Нынешнее правительство, конечно, должно уйти в отставку…

Если же по лесу более подробно, то я еще могу сказать, что лесной комплекс для России — это важнейший комплекс. Он должен быть наравне с нефтью и газом, лес — это возобновляемый ресурс… От первичной до глубокой переработки — все это должно присутствовать. Нельзя концентрироваться только на кругляке, но также нельзя концентрироваться только на целлюлозе… В перспективе Архангельская область занимает очень выгодное положение и с точки зрения транспорта и самого ресурса…

— Сейчас идет национальный проект «Здоровье». Но чем дальше, тем ситуация становится сложнее. Проект направлен в основном на приобретение оборудования, но главное — «человеческий фактор». Когда медикам негде жить в районах, нет нормальных условий для работы — фельдшерских пунктов. Аппаратура есть, а работать на ней — некому. Медицина превращается в «медицину для людей второго-третьего сорта». То есть медиков в сельских районах практически нет, туда никто не едет. Люди лишены элементарного медицинского обслуживания. Как вы считаете, какие перспективы у этого национального проекта? Что можно сделать, чтобы улучшить ситуацию с медицинским обслуживанием в глубинке?

— Скажу так. То, что вы называете «национальным проектом», так как власть это называет и предлагает вам для съедения — перспектива нулевая. Как изначально была, так и сейчас. Это никакой не национальный проект. Обязанность любого правительства — не национальные проекты, а заниматься сферой образования, здравоохранением, инфраструктурой… все, что связано с неконкурентными областями. В первую очередь. Так же как и пенсионная система. Это обязанность правительства заниматься этим каждый день, не потому что вдруг решили: «давайте займемся этим приоритетом». Это — обязанность! Все остальное — строительство какой-то особой дороги, может быть каким-то дополнительным приоритетом. Но, здравоохранение, образование, инфраструктура (например — системы водоснабжения, энергообеспечения) — это прямая обязанность, а не разовые специальные подходы. Все мы признавали и признаем, что здравоохранение в ужасном состоянии. Тут нужна системная работа, не как отдельный проект, а как приоритет экономической политики. Это означает, что должны постоянно, без всяких секвестров и пересмотров выделяться средства на систему здравоохранения. По конституции у нас должно быть бесплатное здравоохранение, но все забыли об этом…

Будучи либерально-капиталистическим экономистом по убеждению, скажу таким образом: бесплатная медицина — обязанность государства в РФ. Но это не означает, что не должно быть платной. Она должна идти в дополнение к бесплатной. Граждане должны знать, что каждый человек, в любом месте может получить квалифицированную помощь. Сегодня это разрушено. Мы знаем, что раньше медицина была не лучшего качества, но она была…

Когда мы говорим о людях в этой сфере — мы должны знать, что медики — это специалисты, которые потратили шесть, а то и больше лет для получения этой специальности. Люди, которые отдают через присягу врача свою жизнь служению другим людям. Поэтому они заслуживают и обязаны иметь особое уважение и тем более достойную оплату труда от государства. Они должны быть не второстепенными по отношению к банковским служащим по уровню доходов, а должны иметь достойный уровень — не менее среднего по стране. Тогда люди будут держаться за места… Сегодня мы видим очень много людей занимающихся шоу-бизнесом, предпринимателей — врачей…

— В России давно назрел вопрос введения прогрессивной шкалы налогов (которая действует во многих развитых странах). Вносились предложения, согласно которым налог на доходы миллиардеров мог бы достигать 60%. Никакой реакции. Как вы лично относитесь к внедрению этих ставок? Почему вы, будучи премьер-министром, не инициировали такой законопроект?

— Не знаю, понравится ли вам мой ответ, но я в принципе не очень понимаю — какую цель вы видите в случае реализации этих предложений?

— За счет дополнительных средств от налога на богатых можно было бы улучшить положение малоимущих слоев населения…

— Решение этой проблемы я всячески поддерживаю. Но тот способ, который вы выбрали — он очень технический, минимальный и не достигнет цели. Нужно менять политический курс… Я против отмены единой плоской ставки на доходы физических лиц, составляющей 13%. Мною был инициирован такой подход на переходный период. Эта ставка была введена как временная и могла быть отменена к сегодняшнему моменту, если бы в 2004–05 гг. не был изменен политический курс в стране, в том числе его экономическая составляющая… Нынешние власти удлинили необходимость сохранения плоской шкалы налогообложения физических лиц на еще более длительный период. Этот переходный период не сокращается. Последние четыре-пять лет просто выброшены из жизни страны. Мы топчемся на месте. А во многом — ушли назад. Сегодня ситуация в России пришла вновь в 99-ый год. Просто тогда были ожидания перспективы положительной и все верили в хорошее будущее. А сегодня смотрят в будущее с пессимизмом и незнанием как решить свои проблемы. С учетом этого — ситуация в стране хуже, чем 99-ом. С точки исправления ситуации и если бы мы пришли к власти в недалеком будущем, то конечно, правительство которое было бы сформировано — не отменяло бы этого налога. Это важная мера переходного периода… Смотря же на цель повышения уровня жизни — она будет выполняться не повышением налогообложения. Граждане должны привыкать к тому, что они платят налог. И этот налог не ущемляет их сегодняшнего интереса, чтобы они смогли заработать завтра больше, чем вчера. Они должны привыкнуть к тому, что налог — это способ существования государства. Вопрос дополнительной социальной справедливости — вы об этом говорите, в системе налогообложения граждан — он важный, но он в данной ситуации второстепенный, поскольку он малозначим для общего состояния экономики и социальной сферы страны. Он будет решен как в других демократических стран, но после того как будет пройден переходный период. Когда система будет работать сама собой, а не в ручном управлении, как это происходит сегодня, причем в плохом ручном управлении.

— Что плохого для переходного периода, если господин Дерипаска будет платить не 13% со следующего года, а 60%, или господин Абрамович?

— Таких людей может 10–20 человек. Таких людей мало. Введение такой меры приведет к тому, что большинство граждан перестанут платить налоги на доходы физических лиц. Помимо того, что это будет плохо для казны, что еще менее значимо, это будет плохо для обучения граждан системной ежегодной уплате налогов. А это должно быть в крови. Мы с вами, все, за исключением последнего поколения вступившего в трудовую жизнь, все — из Советского Союза, никто из нас не знал, что такое «налог» и его нужно платить? Мы, когда пришли к власти, то правительство, которое я возглавлял в 2000 году — взяли это как очень важный приоритет — обучение культуре уплаты налогов. Это очень важная вещь…

— Какие у вас отношения с Гарри Каспаровым?

— У нас нормальные партнерские отношения. Время от времени встречаемся, обмениваемся мнениями, оценками происходящего. Мы не находимся в одной коалиции сегодня. Но мы среди своих партнеров видим не только «Гражданский фронт» Гарри Каспарова, но и вновь образовываемое движение «Солидарность»... Еще есть сторонники, как я понимаю распавшейся и незарегистрированной партии Владимира Рыжкова. Вот, пожалуй, и все политические силы в которые мы верим и считаем их оппозиционными, последовательными силами отстаивающими интересы тех граждан, которые желают жить в свободной стране и в которой бы гражданин уважался государством, а не пресмыкался перед людьми, называющими себя государством.

— Не планируете ли вы приехать в наш поморский край, воочию увидеть те проблемы, о которых мы с вами разговариваем?

— Хочу сказать откровенно, что задумываюсь на эту тему. Я один раз был в Архангельске и Северодвинске, будучи главой правительства. Но, конечно тогда мне не удавалось познакомиться с жизнью граждан и региона. Но то, что сам город красивый и предприятия классные и в Северодвинске и в Архангельске — это да. И то, что роль Архангельска чрезвычайно важна для России — это факт. Думаю, что приеду обязательно.

— В своем выступлении вы подчеркиваете, что в 2004 году произошли коренные изменения в политическом курсе страны — на чем основывается такая точка зрения?

— Я считаю, что именно осенью 2004-го наступил перелом, в направлении, политическом векторе нашей страны. Напомню. Тогда произошли трагические события в Беслане. И, как реакция на эти события — Президент Путин инициировал изменения законов. Для борьбы с терроризмом — нужно отказаться от выборов губернаторов, ограничить количество политических партий, отменить одномандатные округа по выборам, увеличить проходной барьер для политических партий, взять под контроль общественные организации. Тогда произошел поворот. Пошло разрушение того, что было создано до этого…


Впечатления (вместо постскриптума): Михаила Михайловича на протяжении всего общения постоянно «клинило» в сторону выборной риторики — чувствовалось большое желание изменить существующий политический уклад. Когда речь заходила о действующем правительстве — тональность его «бархатно-боярского» голоса резко менялась, появлялись жесткие, даже ожесточенные нотки, вот-вот и сорвется... Видимо, накипело, или же кто-то так его «накачал ненавистью» к бывшим коллегам? А ведь жили же рядом, работали бок о бок, в одной упряжке… Хотя, чисто внешне — он мало изменился. Все та же «бюрократическая» прическа, аккуратные очки, галстук, костюм.


Биография Михаила Касьянова

Родился 8 декабря 1957 года в г. Солнцево Московской области.
Окончил Московский автомобильно-дорожный институт, Высшие экономические курсы при Госплане СССР и Высшие курсы иностранных языков при Минвнешторге СССР.
1974—1976 гг. — студент Московского автомобильно-дорожного института
1976—1978 гг. — служба в рядах Советской Армии
1978—1981 гг. — работал во Всесоюзном проектном и НИИ промышленного транспорта Госстроя СССР
1981—1990 гг. — работал в Госплане РСФСР
1990—1991 гг. — начальник подотдела Управления внешнеэкономических связей Государственного комитета экономики РСФСР
1991 г. — заместитель начальника Управления внешнеэкономической деятельности Министерства экономики РСФСР
1992—1993 гг. — начальник подотдела промышленно развитых стран и международных организаций Сводного отдела внешнеэкономических связей Министерства экономики РФ
1993—1995 гг. — начальник Департамента иностранных кредитов и внешнего долга
1995 г. — назначен заместителем Министра финансов РФ
февраль 1999 г. — первый заместитель Министра финансов РФ
май 1999 г. — назначен на пост Министра финансов РФ
май 2000 г. — утвержден Государственной Думой на пост Председателя Правительства Российской Федерации
февраль 2004 г. — указом Президента РФ Правительство России во главе с Касьяновым отправлено в отставку
апрель 2006 г. — избран Председателем общественно-политического движения «Народно-демократический союз»
июль 2006 г. — избран Председателем общественно-политического движения «Российский народно-демократический союз»
сентябрь 2007 г. — председатель политической партии «Народ за демократию и справедливость»
декабрь 2007 г. — самовыдвижение Касьянова в качестве кандидата на пост Президента РФ
январь 2008 г. — Касьянову отказано в участии в президентских выборах