Ценности, которые отключили

Зевающий школьникАрхангельские психологи по результатам мониторинга в школах сообщили о нескольких тревожных явлениях. Они касаются не здоровья — хотя стрессы и конфликты для школьников стали почти нормой, — а ценностей молодежи.

Оказалось, что большая часть мифов о молодом поколении не отвечает реальности, по крайней мере, в нашем городе. Поразительно, но «никто не хочет денег»: так сказал один из учеников, когда самих школьников знакомили с результатами мониторинга. Старшеклассники ценят ответственность, но ценность другого человека с возрастом снижается.

«В числе главных ценностей нет познания, — говорит директор Центра психолого-педагогической и медикосоциальной помощи детям и подросткам «Леда» Валентина Бедрина. — На первом месте находится семья, на втором — статус. Как следствие — покупать дипломы и не учиться считается естественным. Поэтому есть большое число людей, которые хорошо зарабатывают на написании курсовых и дипломов. Исследовательское мышление просто не востребовано. Это огрех воспитания, во-первых, в семье, во-вторых, в детском саду и младшей школе. Теряется культура научного поиска и все, что с ней связано. Раз ценят статус, то и работают только на него».

Выяснилось, что в Архангельске дети идут в школу в первую очередь за общением. Педагоги — в первую очередь за зарплатой. В итоге ни одна сторона не занимается тем, для чего создана школа: школьники отправляются сюда вовсе не за знаниями, а учителя вовсе не для того, чтобы их передать.

«Если сами учителя слабо представляют, зачем дают знания, то сложно ждать этого от детей, — комментирует Юрий Козюлин, психолог «Леды». — И педагоги, и школьники показали слабую способность к постановке целей. В таких условиях ситуация может только усугубляться. Если люди каждый день, много лет подряд занимаются бесцельным, с их точки зрения, делом — умение ставить цели еще больше атрофируется».

Почему школьники перестали быть исследователями? Здесь сложился целый ряд причин. Поменялась обстановка в обществе — ему требуется так называемое проектное мышление. Но и оно приживается плохо (раз нет навыка работать с целями — какие проекты?) Поменялась ситуация в школах: сегодня научные кружки ведут только энтузиасты. Поменялась, наконец, сама научная среда. Половина Госдумы — кандидаты и доктора наук, и наш парламент, как признал один из европейских журналов, может считаться самым ученым законодательным собранием в мире. А настоящие научные достижения оценит разве что узкий круг профессионалов. Выход, очевидно, один: с раннего возраста будить интерес и просто любопытство, без связи с регалиями и положением в обществе, сами по себе. Из них и рождается потом «инстинкт ученого». Отсюда видно, насколько важна младшая школа и дошкольное воспитание, но вместо этого страна уже второй год с увлечением обсуждает реформу вузов и тесты для старшеклассников.

«Мы диагностировали мотивацию архангельских школьников, и выяснили, что в основном она направлена на социальную среду, — говорит Валентина Бедрина. — Такие мотивы, как стремление к открытию нового, возможность испытать себя, соревнование и т.п. практически выключены. Если бы учебная нагрузка была продуманной и полноценной, они могли бы проявиться. Но сейчас ребята настроены на повторяемость, стереотипность, предсказуемость занятий. Все это переносится во взрослую жизнь — позиция «лишь бы меня не трогали». Да, это можно исправить, над этим мы и работаем, но нужны серьезные многолетние усилия, как в семье, так и в школе».